-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Дверь в потолке" или "ДЕВОЧКА И АПРЕЛЬ" или
Тролль: Ну ты дубина! Чтоб она меня не отравила, разумеется. Только такой лопух, как ты, не поймёт этого.
Певец: Чего сразу «лопух»-то?
Тролль: Да ладно, не обижайся. Для особо одарённых объясняю: она уже уйму народа перетравила своим красным винцом в наших краях, так что особой гениальности от меня не потребовалось.
Певец: А зачем она травила их?
Тролль: Ну… не знаю… так просто. Да ты слушай дальше! Пришла она, взяла своей беленькой ручкой бокальчик, мы чокнулись, она выпила… и умерла!
Певец: Что, так сразу?
Тролль: А что, тебе в подробностях надо? Но самое-то главное, что я теперь знаю рецепт её отравы!
Певец: А откуда?
Тролль: Ну, на стенках-то бокала осталось вино, вот и отсюда и узнал. Ну что, пока не готов обед, может, выпьем водочки? У меня есть.
Тролль подтаскивает к Певцу обрубок полена, приносит из глубины пещеры два наполненных стакана, ставит их на чурбан.
Певец, глядя куда-то за спину Тролля, вдруг делает испуганные глаза.
Певец: Оглянитесь!
Тролль оборачивается, а Певец быстро меняет стаканы местами.
Тролль: Что у тебя за шуточки? Чего пугаешь? У, ладно, за встречу!
Чокаются, пьют. После выпитого стакана лицо Певца становится бледным до зелёности, он хватается за живот, задыхаясь, падает и катается по земле, стеная от боли.
Тролль: Ну, так я и знал!
Убегает в угол пещеры и возвращается с флягой. Певца бьют судороги. Тролль подносит флягу ему ко рту.
Тролль: Пей, лопух ты этакий!
Певец пьёт. Боль отпускает, он в изнеможении лежит на полу, пот течет по его лбу.
Тролль: Ну вот до чего доводит недоверие к гостеприимству хозяина! Ну зачем ты поменял стаканы местами?
Певец: Т-так… я д-д-дум-мал…
Тролль: Молчи, сам всё знаю! Решил схитрить, обезопасить себя. А где же доверие?
Певец: А п-почему В-ваш… от-травленн-нный?
Тролль: А нравится мне водку с ядом пить! Да знал я просто, что ты их поменяешь, это тебе в наказание за недоверчивость!
Певец: А если б я умер?
Тролль: А туда тебе и дорога!.. Ладно, не обижайся. Шутка. Со мной – не умрёшь!
Певец: А ты славный парень! Можно ведь на «ты»?
Тролль: Нет, нельзя! Мы ещё на брудершафт не пили!
Наполняет стаканы.
Тролль: Да ты не бойся – всё путём! Пей!
Пьют на брудершафт, целуются.
Тролль: Слышь, пойдём на воздух, а то тут душновато как-то.
Выходят из пещеры, садятся у входа.
Певец: А почему у вас тут так пустынно?
Тролль: Я ж тебе объяснял: чародейка всех перетравила.
Певец: Прости, но мне тут не нравится – как-то всё как во сне плохом.
Тролль: Да мне тоже. Скучно тут, одно развлечение – Король.
Певец: Кто? Король? Настоящий?
Тролль: Ну да. Я захожу к нему иногда. Он от одного моего вида в бешенство приходит. Умора невозможная. Видишь, вон там башни? Это его замок.
Певец: Там-то, наверное, много народу живёт.
Тролль: Да один он там чахнет. Представляешь, он тоже возомнил себя убийцей этой чародейки!
Певец: Правда?Знаешь, я, пожалуй, схожу к нему завтра.
Тролль: Да ну, не надо. Он такой неприятный – всё меня убить хочет, да боится. Я ведь проклятие могу перед смертью наслать, вот он и думает, как бы меня так прибить, чтоб я проклясть его не успел.
Певец: Я всё-таки схожу.
Тролль: Не надо, парень. Лучше оставайся у меня, тесновато, правда, но уж разместимся.
Певец: Я ещё зайду к тебе, прежде чем совсем уходить.
Тролль: Ну, как знаешь. Ладно, пошли спать.
3
Замок Короля. Повсюду стоят статуи мужчин и женщин в натуральный рост. У окна – стол, на нём тарелка с бутербродами и кофейник. За столом сидит Король и смотрит в окно. Он в богатой мантии и драгоценном венце.
Король: Кто-то идёт. Конечно, это Тролль. Жалкое создание! Ничего, я избавлюсь от него когда-нибудь. Нет, это не он… это чужестранец. Что он делает в моих владениях, и почему я не знаю, что в моём государстве чужой?
Слышны шаги. В дверях появляется Певец. Он в нерешительности останавливается на пороге.
Певец: Государь…
Король: Я не звал тебя, зачем ты пришёл? Кто ты? Ты знатен?
Певец: Я – странствующий бард, я хожу повсюду, пою и зарабатываю этим, государь.
Король: Что ж, я всегда рад гостям, если они благородные люди. Я устрою пир в твою честь.
Певец: Что Вы! Не надо, о Король ! Хотя от завтрака я бы не отказался, если конечно можно.
Король: Пир и бал! Будут музыканты, актёры, иностранные гости. Но это как-нибудь попозже. А пока сядь вот здесь и расскажи мне о своих странствиях.
Указывает певцу место за столом. Певец садится и оглядывается с интересом.
Певец: В этом зале так много статуй! Кто все эти люди, государь?
Король наливает Певцу кофе.
Король: Это всё мои подданные, коих я придал смерти.
Король с некоторой гордостью обводит статуи рукой.
Певец: Всех этих людей Вы?.. но государь, зачем? Неужели все они были негодяями?
Король: Скажи, разве велик тот правитель, при дворе которого идут бесконечные распри и интриги, чьи подданные всё время бунтуют, а сам он постоянно дрожит от страха потерять престол?
Певец: Нет, он не велик.
Король ест бутерброды.
Король: А этого можно избежать одним путём: казнить всех подданных. Ты согласен со мной?
Певец: Н-нда… У Вас оригинальный подход, о Король. Но я бы…
Король: Ты молодец. Наконец-то кто-то оценил по достоинству мой метод правления.
Певец: А Тролль и Скоморох? Почему Вы их не казнили?
Король: Скоморох слишком жалок. Он не может мне помешать. А Тролль…
Певец: А тролль может наслать проклятье, да?
Король: Неужели ты думаешь, я боюсь этого? Нет! Сам я ничуть не страшусь этого жалкого создания. Но я должен думать и о благе государства. На мне лежит огромная ответственность за его судьбу, мало ли что сотворит с ним проклятие Тролля. Понимаешь ли ты это?
Певец: Кажется, понимаю… А зачем же Вам все эти статуи?
Король: Я приказывал своему скульптору ваять статую каждого из них после казни, чтоб мне не было одиноко. Тут только одной статуи нет – самого скульптора, потому что когда я казнил его, некому было сделать статую. Его я специально казнил последним.
Певец: А можно, я посмотрю на них?
Король делает милостиво разрешающий жест, продолжая завтрак, и Певец начинает прохаживаться между скульптур. Он останавливается перед статуей молодой девушки в длинной мантии с венцом на величавой голове. Это та самая Красавица, над чьим мёртвым телом плясал Скоморох.
Певец: Государь, кто была эта девушка?
Король: Ничего интересного… так… лучше взгляни вон на того генерала. Я казнил его почти последним, когда отпала необходимость в армии, потому что некому стало бунтовать.
Певец: Но всё-таки, государь…
Король: Да что в ней особенного? Ну, женой она была моей первой… первой и придал я её смерти.
Певец: А за что? Простите, что я так любопытствую…
Король: Да, ты очень любопытен, ты даже слишком любопытен, мужлан.
Король резко отодвигает от себя посуду.
Певец: Государь, я позволю себе возразить…
Король поднимается со стула.
Король: Но я тебе не позволяю! Знай своё место, холоп!
Певец: Простите, но я Вам не холоп. Я – свободный человек. Захочу – и уйду.
Король: Ну, какой ты вспыльчивый, право… Молчи, пока тебя не спросили, и всё будет хорошо.
4
Тот же Зал со статуями. Певец сидит у ног статуи Красавицы и обнимает её колени.
Певец: Сегодня я уйду. Я не могу больше тут. Тут все, как больные… мне только тебя жаль здесь оставлять. По-настоящему жаль. Если б ты была живой девушкой, я бы позвал тебя с собой. А если б ты отказалась, я бы украл тебя. Я знаю, ты бы пошла со мной, верно? Я хочу уйти сейчас, рано утром, когда Король ещё спит. Я боюсь, он не отпустит меня, если увидит, как я ухожу. Прощай. Когда-нибудь я сочиню песню о тебе. Я так и не узнал, кто из них убил тебя. Но это, наверное, даже к лучшему. Вот опять! Я уже в сотый раз, наверное, хочу уйти и не могу.
Входит Король, мрачно смотрит на Певца.
Певец: Но мне, правда, пора. Прости, но я ухожу. Я всегда буду помнить тебя. Прощай.
Король: Вот оно что! Твой государь ничего не значит для тебя! Мёртвая глыба мрамора тебе дороже его! Прекрасно! И что ты всё вертишься подле этой куклы? Тебя что, живые женщины не любят? Я запрещаю тебе к ней прикасаться! Или ты хочешь помучить меня тем, что я убил её? Так знай же, я нисколько об этом не жалею.
Певец: Я и не думал Вас укорять, просто она такая красивая…
Король: Ладно, хватит. Значит, ты так и не передумал уходить?
Певец: Нет, государь.
Король: Но почему? Ты странствуешь, чтоб заработать, но я же предлагал тебе такое богатство, которого нет ни у одного другого певца. Может, ты хочешь власти? – я сделаю тебя первым министром и своим тайным советником. Чего же ещё тебе надо?
Певец: Зачем мне богатство, если его здесь не на что тратить? И власти я не хочу ни над кем, кроме себя.
Король: Останься, это приказ…
Певец: Но я Вам не подданный.
Король: Это просьба, исполни мою просьбу, если не хочешь приказ.
Певец: Я бы с радостью остался у Вас, но это место…
Король: Скажи прямо – ты боишься меня.
Певец: Нет, о Король. Я не сделал Вам ничего такого, чтоб бояться Вас. Просто я хочу уйти.
Король: Если б я не был королём, я б ушёл с тобой.
Певец: А что вам мешает?
Король: Я не могу. Я ответственен за своё государство.
Певец: Но у Вас всего два подданных, которые в Вас не нуждаются.
Король: Государство заключается не только в подданных.
Певец: А в чём ещё?
Король: Послушай, зачем ты пришёл в мой замок?
Певец: Я видел убитую девушку в горах. У Вас есть статуя, та, в мантии и венце, она так на неё похожа.
Король: Так ты хочешь узнать о ней? Если я расскажу, ты останешься?
Певец: Я задержусь немножко, может быть.