-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Машинистки" или "Воскресение" или
Петр Зеленка
(театральная пьеса)
Перевод с чешского Ольги Луковой
«Большинство людей пребывает в агонии, и дела их так плохи, что они идут на риск новой агонии, вместо того, чтобы попытаться сопротивляться сложившейся жизненной ситуации».
Ч. Буковски
Существует единственный способ выйти из положения. Отослать себя по почте в виде посылки.
Декабрь 2001 г.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Петр.
Мать.
Отец.
Сильвия.
Иржи.
Алиция.
Муха.
Анна.
Алеш.
Яна.
Манекен (Эва).
Начальник на работе.
Танцовщица.
Мужчина из публики.
Солдат из Чечни.
Гости на празднике, почтальоны.
Действие происходит в наше время.
Примечание: в тексте частично использованы импровизации, возникавшие во время репетиций пьесы в Дейвицком театре (Прага). Автор таким образом благодарит актеров за терпение и творческую фантазию.
Петр (36 лет) просыпается – у него похмелье.
Медленно встает. Поднимает с пола брюки. Из них падают листья.
Петр роется в карманах. Находит прядь женских волос. Нюхает их. Улыбается. Берет телефон, набирает номер.
Трубку поднимает Муха, его приятель примерно того же возраста.
Он тоже только что проснулся.
ПЕТР. Привет, это Петр.
МУХА. Что ты так рано звонишь?
ПЕТР. Я по поводу волос.
МУХА. Каких волос?
ПЕТР. Яниных волос. Я забыл, что с ними надо делать.
МУХА. Погоди. Ты что, правда отстриг у нее волосы? Они у тебя?
ПЕТР. Оказалось очень просто. Я их со щетки снял. Знаешь, как женщины их на щетке оставляют. Противно, но на этот раз было кстати.
МУХА. Я думал, ты у нее их отрезал.
ПЕТР. Да нет. Я же не идиот.
МУХА. Их надо сварить в молоке, потом высушить и сжечь вместе с листьями яблони. И развеять в том месте, где вы познакомились.
ПЕТР. Ну ладно.
МУХА. В чем проблема? Ты не веришь в этот метод?
ПЕТР. Верю. А что потом?
МУХА. Ты же хочешь, чтобы она к тебе вернулась.
ПЕТР. Ну да, но по-другому.
МУХА. Это проверенный способ.
ПЕТР. Я хочу, чтобы она ко мне вернулась из-за меня, а не потому, что я ей волосы отрезал.
МУХА. Надо успеть за двадцать четыре часа. Поторапливайся.
ПЕТР. Ну ладно.
Муха вешает трубку.
Петр идет за пакетом с молоком. Наливает молоко в кастрюлю, погружает туда прядь волос и наблюдает за этой странной массой.
Звонит телефон.
Это Яна, симпатичная энергичная женщина, ей около тридцати лет.
Мы видим ее у телефона в другой части сцены.
Вокруг нее прогуливается Алеш, ее теперешний партнер.
ЯНА. Петр?
ПЕТР. Яна! Ты у меня тут как раз…
ЯНА. Петр! Я никак не могу понять, как ты мог такое натворить?!
ПЕТР. Что?
ЯНА. Дети все видели.
ПЕТР. Какие дети?
ЯНА. Тетины.
ПЕТР. Тетины. Какой тети?
ЯНА. Тети Алеша. Они спали наверху. Они видели, как ты вошел в ее комнату с ножницами и обстриг ей волосы.
Петр лишается дара речи.
Он обнаруживает в своих карманах все новые и новые пряди волос.
Начинает их выбрасывать, словно Яна может это увидеть.
ПЕТР. Я никогда ничего такого не делал.
ЯНА. Брось!
ПЕТР. Почему они не помешали? Почему эти проклятые дети не подняли крик? Обычно они все время орут. Почему они никого не разбудили и не остановили меня?
ЯНА. Я не знаю, почему они не подняли крик, но дело не в этом.
ПЕТР. Почему меня Алеш не остановил?
ЯНА. Ты же его знаешь… Слушай, Петр, тетя на грани нервного срыва. Она на улицу не может выйти.
ПЕТР. Я тоже давно на воздухе не был.
ЯНА. Это совсем другое дело. Тетя собирается подать на тебя в суд. Ты здорово влип. Мы надеемся, что ты завтра приедешь и поправишь дело.
Яна кладет трубку.
Петр тоже. Он начинает одеваться.
За сценой звучат голоса, мужской и женский, ругательства…
ИРЖИ (за сценой). Твоя мать жрет маринованные кошачьи задницы!
АЛИЦИЯ (за сценой). Твой братишка не отличит собственную жопу от дырки в земле.
Петр стучит по стене, и голоса стихают.
Входит Муха, он толкает перед собой умывальник, установленный на железной конструкции на колесах. Начинает мыть и полировать умывальник.
ПЕТР. Я говорил тебе, что для меня это слишком сложно! Я в темноте перепутал ее с тетей…
МУХА. Как ты мог ее с тетей перепутать?
ПЕТР. Пьяный был. Трезвый бы я не смог.
МУХА. А так ты смог?
ПЕТР. Это была твоя идея.
МУХА. Я тебе советовал на баб наплевать.
ПЕТР. Я не хочу, чтобы со мной получилось так, как с тобой.
МУХА. Со мной ничего не получилось. Я в этом деле дальше тебя продвинулся.
ПЕТР. Дальше? Да ты даже из квартиры не выходишь.
МУХА. Потому что не хочу встречаться с женщинами.
ПЕТР. О том и речь. Твои дела плохи, вот и не учи меня. Как давно ты не был на улице?
МУХА. С тех пор, как ушла Элишка. Я представляю себе женщин и думаю о них, когда делаю себе хорошо, но ни с одной из них с тех пор не разговаривал. Я боюсь к ним приближаться. Вокруг них какие-то таинственные запахи, или что там еще. Когда оказываешься слишком близко к ним, можно влюбиться. А когда ты в них влюбляешься, они тебя бросают.
ПЕТР. Где ты еду берешь?
МУХА. Ко мне одна уборщица ходит. И покупки тоже она делает. С ней все в порядке. Она хлоркой пахнет, и к тому же абсолютно ненормальная.
На заднем плане появляется уборщица Анна со шваброй.
ПЕТР. У тебя выпить не найдется?
МУХА. Возьми, что хочешь. Ты же знаешь, где бар.
ПЕТР (за сценой). Что у тебя с пылесосом?
МУХА. Я тут с ним кое-что пробовал.
ПЕТР (за сценой). Что?
МУХА. Если с ним правильно обращаться, то получается почти как в женщине.
ПЕТР. Точно?
МУХА. Да нет. С женщиной не сравнить. Но это лучше, чем ничего.
ПЕТР (делает глоток). За Яну. Чтобы она ко мне вернулась. Завтра иду к ним, надо все обдумать…
МУХА. Существует еще один проверенный метод, чтобы вернуть ее.
ПЕТР. Какой?
МУХА. Залезть в коробку и попросить отослать по ее адресу, как посылку. Немного рискованный способ, но верный. В этом нет никакого волшебства.
ПЕТР. Посылка?
МУХА. По почте. Лично в руки.
ПЕТР. Глупости.
МУХА. Указать обратный адрес. Твой, чтобы она знала, что это от тебя. Два дня в коробке. Можно перетерпеть. Надо, конечно, взять с собой бутылку с водой и бутылку…
ПЕТР. Погоди, ты хочешь сказать, что ты послал себя по почте какой-то бабе?
МУХА. Один мой приятель так сделал…
ПЕТР. Врешь. Какой приятель?
МУХА. Ты его не знаешь.
ПЕТР. У тебя же нет никаких приятелей.
МУХА. Но это точно хороший рецепт. Против этого никакая баба не устоит. Это атака прямо в сердце. Здесь. Сердце. Понимаешь?
ПЕТР. Ты правда послал себя, как посылку? Кто тебя послал?
МУХА. Один почтальон.
ПЕТР. А что ты меня не попросил?
МУХА. Тебя тогда не было… Но это подействовало.
ПЕТР. Я думал, тебя все девчонки бросили.
МУХА. Это было исключение. Она меня бросила только после того, как ко мне вернулась.
ПЕТР. Мне кажется, это глупость. (Замечает, что сточная труба у умывальника отвинчена.) Что у тебя с раковиной?
МУХА. Я с ней кое-что пробовал.
ПЕТР. Что-о-о?
МУХА. Ее можно по-разному использовать.
ПЕТР. Раковину?
Муха приподнимает умывальник, специально подготовленный для его «дел». Петр потрясен.
Слушай, Муха, она же вся в грязи!
МУХА. Не называй меня Мухой.
ПЕТР. Да это же противно.
МУХА. Сточная труба чистая. Я ее каждый день мою.
ПЕТР. Ну ты уже совсем… Эти твои приспособления…
МУХА. А у тебя какие?
ПЕТР. У меня? Обычные… рука и все.
МУХА. Это старо.
ПЕТР. Я правда за тебя боюсь.
МУХА. За меня не бойся. Сначала приведи в порядок свои отношения с Яной, а потом поговорим.
ПЕТР. Приведу. Не бойся. Завтра туда иду. Надо еще все обдумать. А вот ты о себе задумайся.
Муха уходит.
Входит Мать с аппаратом для измерения давления.
МАТЬ. Не пойму, как так вышло. Мы тебя на море возили. Самые лучшие витамины покупали… Ты на работу-то хоть ходишь?
ПЕТР. Да.
МАТЬ. Ты получил вырезки?
ПЕТР. Получил.
МАТЬ. Что ты об этом думаешь? Кошмар, да?
ПЕТР. …ну…
МАТЬ. Разве не кошмар? Такое землетрясение?
ПЕТР. Ну да, кошмар…
МАТЬ. Сколько людей там, в Грузии, страдает! Тебе не интересно?
ПЕТР. Да интересно. Ты мне их тоннами посылаешь. У меня целые коробки этих вырезок.
МАТЬ. Посылаю, чтобы ты знал, что в реальности происходит.
ПЕТР. Больше не посылай. Все время мне что-то покупаешь, посылаешь вырезки из газет… Мне их уже класть некуда, мама. Даже кровать пришлось убрать.
МАТЬ. Ты продал прекрасную бабушкину кровать?
ПЕТР. Не продал. Я ее выбросил, мама.
МАТЬ. Ты кровать выбросил? Задумайся о своем поведении. Тебе тридцать пять, а ты даже в магазин сходить не можешь. Советов слушать не хочешь. Ботинки себе не можешь купить, брюк не можешь купить…
ПЕТР. Да могу.
МАТЬ. …. не перебивай меня. Не говоря уже о том, что ты себе женщину не можешь найти. Я тут, когда кровь сдавала, говорила с одной знакомой. Она в абсолютном шоке. Узнала, что у нее сын гомосексуалист. Не могла прийти в себя. Даже кровь у нее не шла, так эритроциты упали. Ты не гомосексуалист, нет?
ПЕТР. Нет.
МАТЬ. Ты что, гомосексуалист?
ПЕТР. Нет.
МАТЬ. Так почему ж ты никогда женщину не приводишь?
ПЕТР. Не могу найти ту самую, настоящую.
МАТЬ. Приводи любую, это все равно. Напором надо брать.
ПЕТР. Ты зачем меня сюда позвала? Чтобы сказать, что надо женщину привести?
МАТЬ. Я тебя из-за отца позвала. Чтобы ты успел его повидать.
ПЕТР. Как это успел?
МАТЬ. Скоро его уже не будет, и что потом? Выживет из ума, и с ним уже не поговоришь.
ПЕТР. Ему плохо?
МАТЬ. Думаю, ему месяца два осталось. (Показывает на лоб.) …Не говори ему.
Входит Отец.
ОТЕЦ. Сколько мне, по-твоему, осталось?
МАТЬ. Два месяца. Может, меньше.
ОТЕЦ. Привет.
ПЕТР. Привет.
МАТЬ (Петру). Ничего его не интересует. Новости его не интересуют, землетрясение в Грузии его не интересует, только эти пузырьки в пиве его интересуют.
Во время этого монолога Отец открывает бутылку с пивом и предается своему странному ритуалу: наливает пиво в стакан, но вместо того, чтобы убрать бутылку, греет в ладонях горлышко, благодаря чему воздух в бутылке нагревается. Он расширяется, и, таким образом, появляются еще два-три пузырька, которые в противном случае просто лопнули бы внутри бутылки.