-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Машинистки" или "Воскресение" или
ЯНА. Это не вокруг тебя. Это из-за того, что сидит в тебе, Петр.
ПЕТР. Я как раз и боюсь, что это во мне.
ЯНА. Вот видишь. Это в тебе. Спокойной ночи.
Свет становится ярче.
Входит Отец, рассматривает квартирку Петра.
ОТЕЦ. Давненько я нигде не был. У тебя тут хорошо.
ПЕТР. Мама сказала, что ты никуда не ходишь.
ОТЕЦ. Не хожу. Но мне надо было ненадолго выйти из квартиры. Мама словно ненормальная. Все время переносит вещи из комнаты в комнату… Все время что-то ищет. Все вынюхивает. Я боюсь за нее. Она все слишком близко к сердцу принимает. Весь мир ее волнует.
ПЕТР. Она за тебя боится. Говорит, ты куда-то телефон запрятал.
ОТЕЦ. Ну да… За тебя она тоже боится.
ПЕТР. Ну да…
ОТЕЦ. Хм… (Открывает бутылку пива, которую принес с собой. Наливает пиво в стакан и ладонями выгоняет еще несколько пузырьков.) Я тебя хочу спросить об одной вещи. В телефоне последний набранный номер записывается?
ПЕТР. Это зависит от типа телефона.
ОТЕЦ. Предположим, это телефон, похожий на тот, что у нас дома.
ПЕТР. Как это – похожий?
ОТЕЦ. Очень похожий.
ПЕТР. Ты имеешь в виду, такой же?
ОТЕЦ. Ну.
ПЕТР. Если это так, как ты говоришь…
ОТЕЦ. Это он.
ПЕТР. Думаю, что в вашем телефоне последний номер сохраняется. А почему ты спрашиваешь?
ОТЕЦ. Не важно. Я с техникой не очень-то. Ты ведь меня знаешь. (Пьет пиво.)
ПЕТР. У меня тоже вопрос. Может на тебя смотреть твое собственное одеяло?
ОТЕЦ. Ну… если ты имеешь в виду нормальное одеяло… то не может.
ПЕТР. Я так и думал.
ОТЕЦ. Ну… а есть способ снова набрать этот номер?
ПЕТР. У вас на телефоне есть кнопка «R». Когда ты ее нажимаешь, набирается этот номер.
ОТЕЦ. Просто нажать «R»?
ПЕТР. Да. Говорю же тебе.
ОТЕЦ. Вот это «R». (Вынимает из сумки пропавший телефон.)
Петр смотрит на Отца с удивлением.
Я его на всякий случай с собой ношу… Можно у тебя включить?
ПЕТР. Можешь с моего телефона позвонить.
ОТЕЦ. Там этот номер спрятан…
ПЕТР. Какой номер?
ОТЕЦ. Последний. Это номер того, кому, может быть, нужна помощь. (Включает телефон в сеть. Раздумывает. Еще не набрав номер, пытается представить себе разговор.) Здравствуйте, это Ганек… Здравствуйте, это Ганек.
Петр смотрит на него. Ему ясно, что Отец сошел с ума.
Отец нажимает кнопку «R». Он звонит Сильвии, и мы слышим этот диалог. Петр деликатно отходит в сторону.
Сильвия что-то лепит из глины. Она скульптор.
ОТЕЦ. Здравствуйте, это Ганек.
СИЛЬВИЯ. Здравствуйте.
ОТЕЦ. Мы с вами уже разговаривали… примерно неделю назад.
СИЛЬВИЯ. Вы по поводу страховки?
ОТЕЦ. Нет… я тот, вы тогда еще подумали, что звонит другой…
СИЛЬВИЯ. Кто другой?
ОТЕЦ. Мартин.
СИЛЬВИЯ. Какой Мартин?
ОТЕЦ. Ваш Мартин. Вы думали, что он звонит. Но это был я.
СИЛЬВИЯ. Кто я?
ОТЕЦ. Я. Ганек.
СИЛЬВИЯ. Вы что, номер что ли перепутали?
ОТЕЦ. Да вроде того.
СИЛЬВИЯ. Ага. А почему я не поняла, что это чужой голос?
ОТЕЦ. Вы мне слова не дали сказать.
Пауза.
СИЛЬВИЯ. А сейчас вы зачем звоните?
ОТЕЦ. Я только хотел спросить, в порядке ли вы.
СИЛЬВИЯ. Вы имеете в виду, не хочу ли я покончить с собой?
ОТЕЦ. Да.
СИЛЬВИЯ. Нет. У меня просто был такой маленький кризис. С каждым может случиться.
ОТЕЦ. Вы хотели таблетки глотать.
СИЛЬВИЯ. Таблетки? Точно? (Сильвия набирает в рот воду и прыскает ею на глину.)
ОТЕЦ. Это что за звук?
СИЛЬВИЯ. Я глину намочила.
ОТЕЦ. У вас там кто-то есть? Я вас отрываю?
СИЛЬВИЯ. Нет. Просто у меня хорошее настроение, и я творю.
ОТЕЦ. Ну так мне уже пора заканчивать.
СИЛЬВИЯ. Постойте… Я тогда разревелась?
ОТЕЦ. Да нет.
СИЛЬВИЯ. Я упрекала себя в том, что разревелась перед Мартином. Впрочем, даже хорошо, что это были вы. Не то, чтобы мне хотелось перед вами реветь, но вы понимаете, что я имею в виду…
ОТЕЦ. Как собака?
СИЛЬВИЯ. Какая собака?
ОТЕЦ. Алик.
СИЛЬВИЯ. Что с ним?
ОТЕЦ. Наверное, это было ужасно.
СИЛЬВИЯ. Почему?
ОТЕЦ. Я думал, его машина задавила.
СИЛЬВИЯ. Я вам так сказала? Это я выдумала.
ОТЕЦ (грустно). Ага.
СИЛЬВИЯ. Мне жаль, что я вам солгала. Мне просто хотелось растрогать этого мерзавца.
ОТЕЦ. Ну да… меня это растрогало.
СИЛЬВИЯ. Вас это растрогало?
ОТЕЦ. Ну да.
СИЛЬВИЯ. Мне жаль.
ОТЕЦ. Да нет. Я с удовольствием растрогался.
СИЛЬВИЯ. Это очень мило… что вы можете вот так растрогаться.
Пауза.
ОТЕЦ. Ну так мне пора заканчивать… Я рад, что с вами все в порядке, что все в порядке с Аликом…
СИЛЬВИЯ. Не хотите как-нибудь зайти?
ОТЕЦ. Да нет. Мне уже пора заканчивать. (Кладет трубку, отключает телефон и уходит.)
Входят Муха и Петр.
Смотрят на одеяло, лежащее на полу.
МУХА. Это оно?
ПЕТР. Да.
МУХА. Когда это случилось?
ПЕТР. Вчера ночью. Я думал, что сплю, но не спал. Я себя за руку ущипнул. Это продолжалось минут пять. Потом оно снова прикинулось мертвым.
МУХА. И с тех пор ничего?
ПЕТР. Ничего.
МУХА. Оно тебе что-нибудь сказало?
ПЕТР. Нет. Только так посматривало.
МУХА. Похоже, что у тебя серьезные проблемы.
ПЕТР. Это точно.
МУХА. Такими вещами не шутят.
ПЕТР. Может, это от алкоголя? Мне из-за этого не хочется бросать пить. Только спиртное меня и поддерживает.
МУХА. Все оттого, что у тебя женщины нет. Потому ты и чокнулся. Мне такое знакомо. Мне вот так же умывальник подмигивал.
ПЕТР. Но у меня есть женщина.
МУХА. Яна?
ПЕТР. Ну.
МУХА. Ну конечно.
ПЕТР. Я просто знаю, что где-то внутри у нее это сидит. Наша связь все еще существует.
МУХА. Какая связь?
ПЕТР. Хорошо, может, у нас и странноватая связь… может, это и не связь вовсе, но где-то внутри она меня любит.
МУХА. Она за Алеша выходит.
ПЕТР. Это она назло. В бабах это самое дурное. Сделают что-нибудь наперекор, а назад уже никак. Я вижу, ты умывальник починил.
МУХА. Я покончил с этими глупостями.
ПЕТР. А шланг от пылесоса подавал надежды.
МУХА. Когда у тебя нет женщины, можешь себе все как угодно объяснять. Можешь кучу глупостей понарассказывать. Но сущность проблемы при этом не меняется: у тебя нет женщины. Когда она у тебя есть, ты в ином мире. Ты в контакте с Создателем.
ПЕТР. А ты в контакте с Создателем?
МУХА. Аничка меня воскресила.
ПЕТР. Какая Аничка?
МУХА. Она красивая, молодая. Любит меня.
ПЕТР. Погоди, это та, что тебе жратву носила? Хлорка?
МУХА. Была хлорка. Теперь мы живем вместе. Собираемся на балет. Ты мог бы с нами пойти.
ПЕТР. На балет? Ты никогда не ходил на балет.
МУХА. А из-за нее начал ходить. Она объясняет мне, что означают отдельные «па». (Показывает жестом.) Ревность, свадьба, ребенок. Она ведет невероятно культурную жизнь. Мы все время куда-нибудь ходим. Я стараюсь на ней не экономить. Не хочу, чтобы она ходила по квартирам, как какая-нибудь уборщица.
ПЕТР. Но ведь она же уборщица, разве нет?
МУХА. Она ангел. Она потрясающая. Она богиня. Я хочу, чтобы ей поездом отрезало ноги, и тогда я мог бы носить ее на руках. Видишь, как мне это в мозги въелось, но я не жалуюсь. Даю ей деньги за то, что она теряет, не работая. Я даже не подозревал, как много уборщицы зарабатывают.
ПЕТР. Что это ты делаешь с одеялом?
МУХА. Лучше его забери. (Подает ему одеяло.)
МУХА. По-моему, одеяло – это знак.
ПЕТР. Какой?
МУХА. Что тебе приходит в голову, когда говорят «одеяло»?
ПЕТР. Кровать?
МУХА. Вот видишь.
ПЕТР. Это знак, что мне надо купить кровать?
МУХА. Это знак, что тебе надо найти нормальную женщину. (Уходит.)
Входит Алеш.
АЛЕШ. Я надеюсь, что ты нам больше звонить не будешь. Ты плохо влияешь на Яну. У меня с ней все серьезно.
ПЕТР. Яна для тебя слишком ненормальная. Ты не знаешь, куда лезешь.
АЛЕШ. У нас прекрасные отношения.
ПЕТР. А вот у нас такой неписаный договор. Или, может быть, такая глупая привычка. Если кто-нибудь из нас сделает какую-нибудь глупость, например, обстрижет тете волосы, другой идет и делает что-нибудь еще похуже. Понимаешь, о чем я? Так было, когда мы были вместе, так обстоят дела и сейчас.
АЛЕШ. Не знаю, говорила ли она тебе, но наша встреча была судьбоносной. В отличие от вашей встречи.
ПЕТР. Наша встреча была самой обыкновенной. Этим-то она и прекрасна.
АЛЕШ. Я верю в такие вещи. Может, мир и полон психов вроде тебя, но в нем встречаются островки счастливых случайностей. Моменты, когда Бог вмешивается в нашу жизнь и поворачивает ее в нужном направлении.
…Я тогда шел по улице, дело было поздно ночью… Иду мимо будки, и вдруг в ней звонит телефон. Я немного поколебался, но потом поднял трубку. В этом было что-то магическое, понимаешь. Безлюдная ночная улица, одинокая будка, а в ней звонит телефон. Знаешь, кто это звонил?
ПЕТР. Яна.
АЛЕШ. Ну. Откуда ты знаешь? Она перепутала номер. Случайность. Мы немного поговорили. Обычные слова, но что-то между нами пробежало.
ПЕТР. Какая-то искра?
АЛЕШ. Да. Она меня пригласила выпить кофе, потому что, только подумай – она жила неподалеку – и это еще одна случайность. Дверь в доме была закрыта на ключ, она пошла открывать… (Подает Петру счет за парик.) Тут счет за парик.
Петр берет счет.
(Алеш продолжает.) Мы сделали это прямо в лифте… (Уходит.)
Петр идет в другую сторону.
Приходит Сильвия.
Она приносит с собой штатив, глину, столик и крутящийся стульчик.
Отец за ней наблюдает.
СИЛЬВИЯ. Если хотите, я могу вылепить из глины вашу голову. Это будет называться «Неизвестный мужчина, звонящий женщине, находящейся на грани нервного срыва».
ОТЕЦ. Что мне нужно для этого делать?
СИЛЬВИЯ. Вам пришлось бы прийти ко мне пару раз. Не знаю, есть ли у вас время.
ОТЕЦ. Времени у меня много, дело не в этом… Просто я робкий человек.
СИЛЬВИЯ. Вы мне спасли жизнь. Без вас я наглоталась бы таблеток и умерла.
ОТЕЦ. Можно мне подумать?
СИЛЬВИЯ. Вы боитесь, что я неуравновешенная? Боитесь, что спутаетесь с кем-то, кто психически неустойчив? Мужчины как огня боятся неуравновешенных женщин.
ОТЕЦ. Я в женщинах не особенно разбираюсь.