-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "МИРОВИЧ, ЧЕРНЫЙ КЛОУН" или "ПОМПИНИЯ" или
А через двадцать минут мы уже лежали в его кровати. (Переворачивает страницу. О новой репродукции.) Здесь я вижу фрукты на тарелке, и ничего больше. Ш-ш-ш! (Прислушивается.) Я подумала, что это Рут, моя соседка. А это этажом выше. (Берет его за руку, шепотом.) Там живет настоящий слонопотам. (Демонстрирует тяжелую походку.) Но иногда, под вечер, к нему поднимается легкая газель. (Показывает.) Слышишь?
Он пытается разобрать шаги, но его отвлекает женская рука, массирующая ему спину.
Их двое, да? Интересно, кто второй. (Задумалась. Сама себе.) Звуки… по ним можно догадаться, что происходит… чем люди занимаются. (Вспомнила про соседку.) Рут где-то черти носят. А кстати, сколько сейчас… (Взглянула на циферблат Карла.) Еклмн! (Вскочила с кушетки.) Когда закрывается метро?
КАРЛ. Похоже, что я…
КЛОДИ. Ты не опоздал?
КАРЛ. Боюсь, что…
КЛОДИ. Какие же мы с тобой дураки!
КАРЛ. Мне очень неприятно, что вам теперь придется меня везти в другой конец…
КЛОДИ. Я не могу тебя отвезти!
КАРЛ. Но вы сами… вы сказали…
КЛОДИ. Разве? Это я не подумав. Карл, моя машина в гараже. Я же объясняла, когда мы стояли за билетами, забыл?
КАРЛ. Да.
Пауза. Он смотрит на Клоди.
Тогда пешком.
КЛОДИ. До шестнадцатого квартала? Ты шутишь?
КАРЛ. А что?
КЛОДИ. Как насчет такси?
Оба молчат, у каждого свой резон.
Вот что. Я позвоню твоей маме. Она за тобой заедет…
КАРЛ. Она не водит машину в Париже.
КЛОДИ. Н-да.
Задумалась.
А твой отец?
КАРЛ. Шоу-бизнес. Раньше пяти утра он дома не бывает.
Пауза.
КЛОДИ. Что же нам делать?
КАРЛ. Не знаю.
КЛОДИ. Да, глупо. Это моя вина, что все так…
КАРЛ. Причем тут вы? Я не ребенок.
КЛОДИ (смотрит на него оценивающим взглядом). Да уж. Ну что ж. Можешь спать на этой кушетке. Не очень удобно, но… Слушай, а твоя мама не будет…
КАРЛ. …столько хлопот из-за меня…
КЛОДИ. Приятные хлопоты.
КАРЛ выглядит смущенным.
Не ты первый.
Вышло еще более двусмысленно.
КАРЛ. Я уеду, как только откроется метро.
КЛОДИ. После завтрака. Я сделаю тебе вкусный завтрак.
Пауза.
КАРЛ. Я позвоню маме?
КЛОДИ разводит руками: а что еще остается? КАРЛ набирает номер.
(В трубку.) Мам? Я опоздал на метро. Мы заговорились, и я… Ты знаешь, сколько будет стоить такси до нас?.. Ничего страшного, мадам Мельвиль сказала, что я могу переночевать здесь… Да… Мам, она тебе сама скажет.
Клоди вовсе не хотела разговаривать с его матерью, но деваться некуда. Она ставит на столик бокал с вином и берет трубку.
КЛОДИ (прочистив горло). Алло? Миссис… Нет-нет, никакого беспокойства. Это моя вина. Обсуждение затянулось, и я…
Терпеливо слушает.
Никаких хлопот. Извините, что так глупо… Конечно. Конечно. Утром позвонит. Мой номер? (Дает ей номер своего телефона.) Не за что. (Хочет положить трубку, но потом добавляет.) Карл хороший ученик, вы можете им гордиться. Спокойной ночи. (Положила трубку.) Ну вот. Она не возражает.
Они молчат, не зная, о чем говорить дальше.
КАРЛ. Другие вообще гуляют до утра. Она хоть знает, что я ночую у своей… учительницы
Клоди задумчиво кивает. Ее внимание привлекают шаги над головой.
КЛОДИ. Слышишь? У слонопотама гости. Девушка или парень?
Они прислушиваются.
Иногда такие… звуки. Я принесу постельное белье. (Выходит.)
КАРЛ. Она думает, что у вас есть муж.
КЛОДИ (из спальни). Что?
Возвращается с постельным бельем.
КАРЛ. Она думает, что вы замужем.
Пауза.
Моя мама. Вчера она спросила: «Муж мадам Мельвиль тоже ходит с вами в кино?»
Пауза.
Я думаю, обращение «мадам» сбило ее с толку.
КЛОДИ стелит постель, КАРЛ ей помогает.
КЛОДИ. В школе так положено…
КАРЛ. Я знаю.
КЛОДИ. И что ты ей ответил? По поводу моего «мужа»?
КАРЛ. Сказал, что он не ходит с нами. Что его, наверно, не интересует кино.
Она с усмешкой слушает его объяснение.
КЛОДИ (продолжая стелить). У меня нет мужской пижамы.
КАРЛ. Это необязательно…
КЛОДИ. Зато зубных щеток!… Я тебе оставлю в стаканчике.
КАРЛ (простодушно). А зачем вам столько… (Прикусил язык.)
КЛОДИ (словно впервые задумавшись). В самом деле?!
Закончили стелить. Неловкая пауза.
КЛОДИ. Скоро каникулы. Какие у тебя планы?
КАРЛ. Мы с мамой собираемся провести их дома.
Клоди, покивав, закуривает и предлагает сигарету Карлу, но он жестом отказывается.
КЛОДИ. Дома – это где?
КАРЛ. В Огайо.
КЛОДИ. А где Огайо?
КАРЛ. В самом…
КЛОДИ (перебивает). Это не так неважно.
Пауза.
Соскучился по дому?
Он уклончиво пожимает плечами.
Мне будет тебя не хватать. Ладно, хватит разговоров! Иди в ванную первый.
Он стоит в замешательстве.
А знаешь, я, пожалуй, смогу тебе что-нибудь подобрать.
КАРЛ. Мне, правда, ничего…
КЛОДИ. Ну-ка. (Измеряет ширину его плеч.)
КАРЛ. Я могу спать в трусах и в майке.
Он уходит в ванную. Клоди разглаживает простыню. Хочет унести выпивку, но затем передумывает и подливает себе вина.
Слышно, как льется вода в умывальнике.
КЛОДИ потягивает вино, сидя на кушетке. Берет в руки Боннара, листает альбом.
Зашумел сливной бачок. Возвращается КАРЛ.
КАРЛ (широкий жест). Путь свободен!
КЛОДИ (не отрываясь от альбома). Мой бойфренд, он же мой учитель, дал всему классу задание – написать эссе об искусстве. Я выбрала Боннара. Я описала эту картину так, как это сделал он.
Подняв глаза на Карла, затягивается сигаретой.
Работа вернулась вся в красных пометках. «Где исторический фон? Библиография? Авторский взгляд? Это же эссе, а не сентиментальная прогулка!» (Качает головой, тихо посмеиваясь.) А вверху написал: «У тебя своя голова на плечах!»
Закрыла альбом. На лице Карла сочувствующая улыбка.
Учителя, что с них возьмешь! (Вздохнула.) Ты все? (Он кивает.) Тебе что-нибудь нужно? (Он мотает головой.) Тогда спокойной ночи.
КАРЛ. Спокойной ночи.
Она подходит к нему вплотную. После секундного колебания протягивает ему руку.
КЛОДИ. Спокойной ночи.
Они обмениваются рукопожатием, и она уходит в ванную.
Он щелкает выключателем. Теперь свет проникает в комнату из прихожей и из ванной. Карл быстро снимает брюки и рубашку и ныряет под одеяло.
Сразу входит КЛОДИ, по-прежнему одетая, и направляется к столику.
Вино не допила.
Пьет. Он лежит неподвижно. Она шмыгает носом в темноте, стараясь не расплакаться. Он не знает, что делать.
КАРЛ (наконец решился). С вами все в порядке?
КЛОДИ. Да. (Улыбается.) Все в порядке. (Вздохнула.) Хорошо, что я сегодня не одна. На самом деле я благодарна тебе за то, что ты остался. (Допивает вино.) Дай мне свою руку, ладонью вверх.
Она садится на постель. Он протягивает ей руку, она пальчиком щекочет его ладонь.
Знаешь, что это означает? Когда кто-то щекочет твою ладошку?
Пауза.
Это значит, что с тобой хотят заняться любовью. (Щекочет.) Вот так. Если Люси тебе так сделает… теперь ты будешь знать.
Пауза.
В классе всему не научишь.
Хочет встать и вдруг сама протягивает ему руку.
Хочешь попробовать?
Он застыл. Потрепав его по шевелюре, она встает и уходит в ванную, но тут же возвращается с халатом.
Вот. Тебе он должен быть в самый раз. Примерь.
Карлу не хочется предстать перед ней в нижнем белье, но в конце концов он вылезает из постели. Смущенно стоит, пока она помогает ему влезть в халат. Клоди, отступив на шаг, смотрит оценивающим взглядом.
Совсем другое дело. Ночью, если захочешь встать, у тебя будет вполне респектабельный вид.
КАРЛ (тихим голосом). Спокойной ночи.
В халате забирается под одеяло, пока Клоди что-то ищет среди пластинок. Приподнявшись на локтях, он наблюдает за ней.
КЛОДИ. Тебе это не помешает?
КАРЛ. Нет.
КЛОДИ. Я под музыку быстрее засыпаю.
Пауза.
КАРЛ. Я тоже.
Она ставит пластинку – звучит джаз, возможно, Чарли Паркер.
Клоди сидит на полу, с закрытыми глазами, и раскачивается в такт музыке. Подлила себе вина. Пьет.
Неожиданно вскочила, заставив Карла вздрогнуть.
КЛОДИ. Я знаю, что тебе понравится! Ты еще не спишь?
Он мотает головой.
Пойдем, покажу. Давай, давай! (Тянет его за руку.)
КАРЛ. Куда вы…
КЛОДИ (перебивает). Я покажу тебе одну книгу. В спальне.
КАРЛ. Какую еще…
КЛОДИ. Ш-ш-ш. (О музыке.) Ты послушай! Моя любимая вещь. Тебе нравится? Ты что, в халате спишь? Какой же ты смешной, Карл. Я не понимаю, ты хочешь посмотреть интересную книгу?
КАРЛ. А что это?
КЛОДИ. С картинками. (Допивает вино.) Пойдем. (Ведет его за руку к себе.)
КАРЛ. С картинками?
Скрываются в кулисе.
Музыка все играет. Через минуту Карл возвращается с альбомом.
Он обращается к зрителям.
Вот что она мне дала. «Камасутра», с цветными иллюстрациями. (Открывает книгу и зачитывает вслух.) “С учетом длины полового члена, встречаются три разновидности мужчин – «зайцы», «быки» и «жеребцы». Женщины, в зависимости от глубины влагалища, делятся на «косуль», «кобылиц» и «слоних»”.
Пауза.
“Таким образом, между партнерами возможны три гармоничных союза и шесть дисгармоничных – см. таблицу”. (Он разворачивает книгу и показывает зрителям таблицу, после чего зачитывает дальше.) “Гармоничный союз: «заяц» – «косуля», «бык» – «кобылица», «жеребец» – «слониха». Дисгармоничный…”
Остановился.
Собственно, прочтите сами. Эта книга, как я потом узнал, довольно популярна. (Закрыл альбом, выключил музыку.) Короче, у нее в спальне мы «прошли» «Камасутру». И еще разные «пособия, представляющие социо-культурный интерес».
Пауза.
Мы лежали на животе в ее кровати и разглядывали картинки. Потом она сказала, что ей надо почистить зубы… и вернулась совершенно голая. Она перевернула меня на спину и немного помучилась со шнуром, который я завязал узлом.
Пауза.
Стены у нее были оклеены обоями – такой бело-голубой цветочный орнамент. Я так и не понял, какие это были цветы, потому что сразу закрыл глаза.
Пауза.
И перестал дышать. По крайней мере мне так казалось. В тишине я слышал, как колотится сердце.
Пауза.
Она села сверху, и все сделала сама. Я крепко зажмурился. Лежал, вытянув руки вдоль туловища. Боялся пошевелиться.
Пауза.
Она еще ничего не успела, как все произошло. Я думал, она сразу слезет, но она почему-то не торопилась. Я разжал веки. Она улыбалась.
Пауза.
Потом она ушла…
Пауза.