-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Нет подходящих публикаций" или
Зелинский. Представить себе не можешь, как это мне помогло, если даже считать, что ты преувеличил! Поверь, я вовсе не делал ставки на провал рационализации. Однако не скрою, подумал: выйдет — хорошо, а не выйдет — тоже неплохо. Скупень. Вот видишь!
Зелинский. Да-да. Я не сразу сообразил, какое это свинство. 1 ы открыл мне глаза.
Скупень. Подумать только, какой я проницательный! Зелинский. Не шути, мне не до шуток. У меня было ощущение, словно мне воткнули гвоздь в сидение. Вредитель? Это я-то? Я был взбешен. Но не мог признать твоей правоты… до известной степени. Скупень. Я же говорил в состоянии аффекта. Зелинский. Нет, ты был прав! Да-да. И я решил доказать себе самому, что ты неправ. Вот как меня заело. У-ух! Я закатал рукава и взялся за дело. Решил •— кровь из носу! — провести рационализацию и доказать, что ты — клеветник. Я ненавидел тебя. Скупень. Красота!
Зелинский. У Петрики оказались ошибки в расчетах, оттого и не получилось. Пришлось все пересмотреть. Скупень. И сейчас как?
Зелинский. Еще не знаю. Идут испытания. Скупень. Честное слово, прелестный сюжет. Можно написать но-иеллу под названием: «Одержимый идеей, или Гвоздь в стуле». 3 е л и н с к и и. Тебе все шуточки…
Скупень. Знаешь, почему? Потому что ты меня растрогал. Ты чудный парень, Глобус!
Зелинский. Если — тьфу, тьфу! — все пройдет удачно, моя заслуга будет невелика, ей-богу. Вообразить себе не можешь, как они мне помогли.
Скупень. Кто?
Зелинский. Все. Партийная организация, заводской комитет. По косточкам разобрали со мной все чертежи. Ночами сидели над вычислениями. И Фрончак, и Тихобродский, и Гжелевич. Я поражался их вниманию к себе. Как-то, знаешь, они изменились за последние дни. Скупень. Ах, это они изменились?
Зелинский. А Эля, подумай только! Если б не она, мне бы в голову не пришло к ним обратиться. Дышать не давала — пила проклятая! Все эти встречи, заседания, летучки — все ее дело. Вообще у нее мания, что я ребенок и меня надо водить за руку. Как это тебе нравится?
3 Театр № 2 33
С к у п е н ь. Бессовестно.
Зелинский. Вот именно. (Зевает.) Ой, и спать хочется… Три ночи!..
Скупень. Отоспишься. В таком сонном городке только и спать.
Зелинский. Ага… (Зевает.) Хотя знаешь, пожалуй, ты преувеличиваешь. Три дня здесь было такое движение, не хуже, чем на перекрестке Аллей и Маршалковской.
Скупень. Чему удивляться, если ты дал, наконец, зеленый свет? А впрочем, даже не в этом суть…
Зелинский. В чем же?
Скупень. А в том — движется ли у человека вот здесь (показывает на грудь) или не движется. Это решает.
Зелинский. Ты думаешь?
Скупень. А ты?
3 е л и н с к и и. Пожалуй…
Скупень. Движется, движется, дружок. Все в порядке, мальчик.
3 е л и н с к и и. Не все. Если бы еще знать, что с Доротой. Страшно беспокоюсь. Куда, ты думаешь, она могла деться?
Стук в дверь.
Войдите.
Эля (входя). Пани Дорота.
Д о р о т а (входит оживленная, весьма довольная собой, в новой шляпке). Здравствуйте, здравствуйте! (Целует мужа в лоб.) Ох, на кого ты стал похож. Минуты нельзя оставить его без присмотра. Как пьеса, пан Юлиан? Получится шедевр или не получится? (Эле, которая направляется к дверям.) Пожалуйста, не уходите, вы сейчас понадобитесь
пану директору.
Звонок телефона.
Зелинский (поднимает трубку). Да?.. Нет, сейчас не могу… Да-да, очень занят… Что?.. Начинайте без меня… Как только освобожусь, приду. (Кладет трубку, Дороте.) Может быть, ты скажешь нам?
Дорота. Скажу, все скажу. Воз новостей. Стоит человеку на день вырваться из этой дыры, и он сразу оживает.
Зелинский (нетерпеливо). Мы слушаем…
Дорота. Сейчас, сейчас! Дай только присесть. Ужасная толкотня была в поезде. Если бы не один пассажир — брюнет, довольно представительный, впрочем, кажется, из выдвиженцев, — я стояла бы на ногах всю дорогу.
Зелинский. Ты была в Варшаве?
Дорота. Ну, да! Вы не поверите, какие там опять перемены. В «Камерный» никто уже не ходит, только в «Раритас». А домов скольк;-новых! Кто думал ;;о войны, что можно столько строить.
Зелинский. Будешь ты говорить, наконец…
Дорота. Сию минуту! Держись покрепче — услышишь сенсацию. Ну и жена у тебя, скажу тебе!
Зелинский (сердито). Дорота!
Дорота. Уже говорю! Желчный ты стал за мое отсутствие. Зна.ъ». бы, ни за что бы не уехала. Тебе не сердиться — тебе ручки-ножки надо мне целовать. (Эффектная пауза.) Я была у Гуркевича!
Зелинский и Скупень (одновременно). У Гуркевича?!
Дорота. Ага, задело?
Зелинский. Зачем ты к нему ходила?
Дорота. Посоветоваться насчет новой шляпки.
Зелинский. Говори серьезно.
Д о р о т а. А ты не задавай глупых вопросов. Как это — зачем? По-твоему делу. (Показывает на шляпку.) А шляпка мила, скажете, нет? (Рассматривает себя в зеркальце.) Зелинский (грозно). Дорота!
Д о р о т а. Ох, какой ты. Говорю, по твоему делу. Сам ты никогда не решился бы, а пан Юлиан — прошу прощения у пана Юлиана — не производит впечатления слишком расторопного мужчины, когда надо проявить энергию.
Зелинский. Он принял тебя?
Дорота. Еще как. Очаровательная личность этот пан Гуркевич. Я дала понять ему — очень тонко,— что не возражаю, если мы посидим с ним за столиком в кафе «Сюрприз». Бедняга рад бы был, но ужасно занят. Три телефона у него на столе, и все трещат без умолку. Зелинский. А он?
Дорота. Не обращал на них внимания. Брал трубку и говорил: «Я занят».
Зелинский. Я не об этом.
Дорота. Не мешай мне, иначе я все забуду. Когда я ему сказала, что перед ним жена его школьного товарища, он ответил, что некоторым его товарищам посчастливилось. Джентльмен довоенного образца. 3 е л и н с к и и. Он помнит меня?
Дорота. Не очень, но я описала тебя самым подробным образом, и под конец он сказал, что, кажется, что-то припоминает. На всякий случай записал твое имя и фамилию и просил зайти завтра. То есть, вчера. Зелинский. Что было вчера?
Дорота. А? Умираешь от любопытства? А вначале чуть с кулаками не полез. Что было вчера? Да ничего. Сказал мне, что просмотрел твои документы и, пожалуйста, не видит препятствий для твоего перевода в Варшаву.
Зелинский. Да что ты?!
Дорота. Ну, скажи, где ты еще найдешь такую жену, как у тебя? Ты мне всем обязан.
С к у п е н ь. Думаю, что в какой-то степени он обязан также своему авторитету, репутации.
Дорота. Вы всегда что-нибудь такое скажете: глубоко принципиальное и без смысла. Авторитет, авторитет! Репутация! Без организации нет репутации. Понятно?
Протестующий жест Зелинского.
Знаю, знаю, с протекциями у нас, к счастью, давно покончено. Но знакомства, слава богу, остались!
Зелинский. Что же дальше? Говори.
Дорота. Дальше? Мы с ним очень мило попрощались, и я обе. щала по переезде в Варшаву обязательно выпить с ним чашку кофе. Завтра в двенадцать часов тебе надо быть у него — уточните, что к чему.
Зелинский. Завтра?
Дорота. В двенадцать. В секретариате зарегистрировано. Поэтому я просила панну Элю задержаться на случай, если понадобятся какие-нибудь распоряжения.
Зелинский. Завтра? Никак не могу.
Дорота. Обязательно. Гуркевич послезавтра уезжает на какой-то съезд и неизвестно когда вернется. А тем временем его вообще могут перевести в другое место, и ты останешься на бобах.
Зелинский (Скупеню). Как быть? Сегодня-завтра решается судьба нашего опыта.
С к у п е н ь. Перерабатываю.
Зелински и. Движется?
С к у п е н ь. Движется. Не хватает кое-каких элементов, но в общем дело идет к концу.
Зелинский. Жалко, что я так и не помог тебе.
С к у п е н ь. Ничего, обошлось. Много мне дали беседы с Петрикой.
Зелинский. Толковый старик.
С к у п е н ь. Если бы только не его бзик на почве изобретательства… Морочил мне голову, сил моих нет. Дескать, сейчас, когда машины переоборудованы, легко поднять производительность еще на пятнадцать-двадцать процентов. У неге — идея.
Зелинский (живо). Какая?
С к у п е н ь. Боюсь, что не сумею передать. Я в этих делах профан. Да мало ли какие у него идеи — старый маньяк.
Зелински и. Не сказал бы. Ему недостает теории, но у него бывают такие, озарения… Мы в этом убедились. Кто знает, если и эта идея… А?
С к у п е н ь. Пожалуй. Но тебе-то что до этого? Ты уезжаешь.
Зелинский. Мне — ничего. (После паузы.) Как-то, знаешь, нехорошо получилось со стариком, даже не поздравили его как следует. Он же герой дня. Вызвать его, что ли?
С к у п е н ь. Если я мешаю…
Зелинский. Что ты, что ты… (Поднимает трубку.) Панна Эля, пригласите, пожалуйста, Петрику… Да, вот еще что… Вы отослали бумаги Гжелевичу? Забыл вас просить на всякий случай присоединить к ним старую документацию. Присоединили? Спасибо! (Кладет трубку.) Идеальная секретарша!
С к у п е н ь. Тебе будет не хватать ее в Варшаве.
Зелинский. Да-да.
С к у п е н ь. Нелегко найдешь такую…
Зелинский. И мечтать нечего.
С к у п е н ь. Вот видишь.
Зелинский. Что?
С к у п е н ь. Ничего.
Зелинский. Знаешь, о чем я думаю?
С к у п е н ь. Не знаю.
Зелинский. Убежден, что в эти дни она не уходила отсюда. Случалось, ночью нам требовались справки, она оказывалась на месте. Странно, как я этого раньше не замечал.
С к у п е н ь. Ты вообще смотришь и не видишь.
Зелински и. То есть?
С к у п е н ь. Глупый ты, глупый. Слепой и то заметил бы.
Зелинский. Что?
С к у п е н ь. А то. Она влюблена в тебя, олух!
Зелинский. С ума ты сошел.
С к у п е н ь. Послушай, Глобус, в шестернях я не разбираюсь, в механизмах — тоже, но в этих делах я собаку съел. Производственную пьесу я пишу впервые, а психологических романов написал — вон сколько. Ручаюсь, она влюблена в тебя по уши. Столько души не вкладывают в работу по одной обязанности. Любовь, старина, любовь. И везет же тебе.
Зелинский. Не может быть. Не верю.
С к у п е н ь. Потому что ты — простофиля. А ну тебя, — не хочешь, не верь. Да тебе что в этом? Ты же уезжаешь.
Г,
Зелинский (с затаенным вздохом). Да…
Стук в дверь.
Эля (входит). Пришел Петрика, пан директор. Зелинский (срывается с места). Да?.. Как это мило с вашей стороны. Я так признателен вам, если бы вы знали…
3 л я (удивленно). Пригласить? (Уходит.)