-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Дневник неудачницы" или "ДЕВОЧКА И АПРЕЛЬ" или
МАКС. Попробую. (Он в смущении и нервничает. Прочищает горло и настраивается на пение.) Эхем… Так… (Не очень уверенно начинает петь. Звучит партия тенора из дуэта «Dio, che nell’alma infondere» из второго действия, первой картины оперы Верди «Дон Карлос». Поет без аккомпанемента и довольно посредственно. Поет.) Dio, che nell’alma infondere
amor volesti e speme
desio nel –
ТИТО. Стоп! (Макс перестает петь.) Ну вот что. Ты весь в напряжении. Так дело не пойдет. Надо расслабиться. Стать самим собой.
МАКС. Я – я – я, попробую. Я –
ТИТО. Ладно. Потрясись.
МАКС. Что?
ТИТО. Потрясись всем телом! Вот так. (Тито встает и трясется всем телом, руки висят свободно. Специальное упражнение для певцов.) Ну, давай. (Макс пытается имитировать движения.) Трясись! (Макс расслабляется. Оба, трясясь и махая руками, ходят по комнате.) Хорошо. Достаточно. Теперь расслабим голосовые связки. Вот так. А то слишком горло напряжено. (Начинает вращать головой, напевая при этом однотонное) А-а-а…
МАКС (вместе с ним). А-а-а…
(Через несколько секунд заканчивают упражнение. Макс подносит руку ко лбу, чтобы остановить головокружение.)
ТИТО. А теперь… Вместе. (Вместе тянут «а-а-а» и, вращая головами, расхаживают по комнате, руки свободно болтаются. Спустя несколько секунд Тито останавливается и наблюдает за Максом, тот продолжает делать упражнение. Голос его звучит чище.) А теперь запомни один фокус. Заставь звучать музыку в голове. Перед тем как начнешь петь. Всю, целиком. Оркестр, хор –
МАКС (с воодушевлением). Ага! Я-я-я, кажется, все понял.
ТИТО. Музыка, целиком. В твоей душе!
МАКС. Понял!
ТИТО. Ш-ш-ш! Слушай.
(Тишина. Раздаются четыре ноты оркестра, пиццикато. На пятой оба начинают петь.)
МАКС И ТИТО (поют под аккомпанемент оркестра).
Dio, che nell’alma infondere
amor volesti e speme,
desio nel cor accendere
tu sei di liberta;
desio accendere, accendere nel cor
tu sei di liberta.
Giuriamo insiem di vivere
e di morire insieme
In terra, in ciel
congiungere ci puo,
ci puo la tua bonta.
Ah! Dio che nell’alma, etc.
(Их дуэт звучит все лучше и лучше. Тем временем Мария встает, закончив писать. Смахивает с глаз слезы, складывает листок и кладет его на подушку. [Примечание: листок должен выделяться на фоне подушки.] Поворачивается, кладет в сумочку журнал, закрывает ее и направляется к двери, ведущей в коридор. Открывает ее ключом. Останавливается. Она что-то забыла – свою меховую накидку. Подходит к шкафу, открывает его и стоит, как вкопанная. Следующий разговор звучит на фоне пения Тито и Макса.
Мегги стоит в шкафу.)
МЕГГИ. Здравствуйте. Конечно, странно увидеть меня здесь, я вам все объясню – (Мария достается из шкафа накидку и отворачивается.) Это просто недоразумение. Понимаете, я в восхищении от голоса вашего мужа и просто хотела попросить у него автограф. И вот я подумала: почему бы не спрятаться в ванне – (С накидкой в одной руке, с сумочкой в другой, Мария выходит из комнаты.) Подождите! Вы меня не поняли! Мы с ним даже не знакомы. (Мегги выбегает вслед за Марией, закрыв за собой дверь. Тем временем Тито и Макс заканчивают дуэт.)
ТИТО И МАКС (поют).
Vivremo insiem, morremo insiem
Grido estremo sara:
Liberta!
ТИТО. Ха-ха!
МАКС. Ха-ха!
ТИТО. Чудесно! Великолепно! Ты прекрасно поешь!
МАКС (радостно). Я-я-я вас понял! Я почувствовал такой подъем! Я-я-я полностью расслабился!
ТИТО (плюхаясь в кресло). О-о-о! Вот это класс! Хо-хо-хо!
МАКС. Здорово получилось!
(Оба успокаиваются.)
ТИТО. Эй, а знаешь что. Что-то притомился.
МАКС. Ой. Извините. Я –
ТИТО. Да перестань. Все прошло прекрасно. Что-то в сон тянет.
МАКС. Да? Ну и хорошо! Просто замечательно!
ТИТО (зевая). Йа-а! Хо-хо. (Встает, пошатываясь.) Макс, разбудишь меня, ладно? В половине седьмого.
МАКС. Ну конечно, конечно. Само собой. (Тито направляется в спальню.) Ух, спасибо, Тито, такой был урок.
ТИТО. Да брось. А ты хорошо поешь. Честное слово. Далеко пойдешь.
МАКС. Спасибо.
ТИТО. Ладно, попозже поговорим.
МАКС. Ну конечно. Если что нужно, крикните мне.
(Тито проходит в спальню и закрывает за собой дверь.
Макс, сияя от счастья, садится и мечтательно закатывает глаза. Потягивает вино. Тито совершенно без сил, вино и сильнодействующее успокоительное сделали свое дело. Мелкими шажками подходит к кровати и садится. Не увидев Марии, оглядывается по сторонам. Громко в сторону ванной –)
ТИТО. Мария! Я немного посплю, ладно? (Ответа нет. Он с трудом встает и подходит к двери ванной.) Мария. Мне надо поспать… (Стучит в дверь.) Ладно? (Ответа нет. Он заглядывает в ванную. Тихо.) Мария, ты где? (Смущенный, оглядывает комнату. Замечает записку. Берет ее и читает. Пауза. Пронзительно кричит.) Не-е-ет!!! (Макс соскакивает со стула и мчится в спальню.) Нет! Только не это! Нет! (Роняет записку на столик возле кровати.)
МАКС (влетая в спальню). Что случилось?
ТИТО. Этого не может быть!
МАКС. Что такое?!
ТИТО. Только не это!!
МАКС. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?!!
ТИТО. Мария! Она ушла!
МАКС. Ушла куда?
ТИТО (тряся Макса). Ушла! Ушла! Она ушла!
МАКС. Тито!!!
ТИТО (отпуская его). Она бросила меня! Навсегда!
МАКС. А вы не ошибаетесь?
ТИТО. ОНА УШЛА ОТ МЕНЯ!
МАКС. Ну, ну, ну, секундочку. Может, просто в вестибюль спустилась. За журналом.
ТИТО. Гляди! Гляди! Ни одного чемодана не взяла! (Настежь открывает дверь шкафа.) Накидки нет!
МАКС. Похоже, вы правы.
ТИТО. МАРИЯ! НЕТ! ТОЛЬКО НЕ ЭТО! НЕТ!
МАКС. ТИТО! УСПОКОЙТЕСЬ!
ТИТО (садится). Макс… Макс…
МАКС. Послушайте меня! Мы-мы-мы можем попробовать найти ее. Поищем в коридоре –
ТИТО. Это я сам виноват. Доставил ей слишком много неприятностей. Ей было плохо со мной. (Плача.) Я! Я сам в этом виноват!
МАКС. Тито…
ТИТО. Я ей опротивел. Я покончу с собой.
МАКС. Она вернется. Вот увидите.
ТИТО. Я покончу собой!!! (Соскакивает с места и вбегает в гостиную.)
МАКС. Стойте!
(Макс устремляется за ним. Тито безумным взглядом оглядывает комнату в поисках подходящего орудия. Берет в руки бутылку «Кьянти». Она ему не подходит. Отбрасывает ее, а Макс ее ловит, продолжая бегать за Тито.)
ТИТО. Я покончу собой! Не хочу больше жить!!
МАКС. Возьмите себя в руки!
ТИТО. Не хочу!
МАКС. Прошу вас, ну!
ТИТО. Она терпеть меня не может! Она меня возненавидела!
(Тито устремляется на кухню.)
МАКС. Ну уж нет! (Бежит вслед за ним. Шум борьбы. За сценой.) Тито, прекратите!
ТИТО (за сценой). Прочь от меня!
МАКС (за сценой). Не смейте! Ну!
(Раздается сильный удар – ящик с кухонным набором падает на пол. Еще секунда, и Тито выбегает, Макс за ним. В руке у Тито вилка.) Тито!
ТИТО. Я покончу собой!!!
МАКС. Бросьте вилку!
ТИТО. Она меня ненавидит! Все кончено!
МАКС. Тито! Здесь вам не опера. Ну, прошу вас. Бросьте вилку!
(Тито бросает вилку и в изнеможении падает на диван. Он полностью лишился сил.)
ТИТО. Ох, Макс! Макс!
МАКС. Ничего, все обойдется.
ТИТО. Она бросила меня.
МАКС. Вы не виноваты.
ТИТО. Ах, Мария, Мария…
МАКС. Она вернется. Вот увидите. (Тито берет бутылку «Кьянти» и пьет из горлышка.) Да вы что! Прекратите! (Забирает у него бутылку.)
ТИТО. Макс…
МАКС. А ну-ка, встаньте. Лучше перебраться на кровать.
ТИТО. Нет сил.
МАКС. НАДО!
(Тянет Тито за ноги и, подняв его, ведет в спальню.)
ТИТО. Макс, она меня ненавидит.
МАКС. Не-е-е-т. Она любит вас. И обязательно вернется.
ТИТО. Я покончу собой.
МАКС. На кровать, вперед.
(Укладывает Тито. Тито на глазах пьянеет, язык у него заплетается.)
ТИТО. Кровать…
МАКС. Проспитесь, и будет полный порядок. Я обещаю.
ТИТО. Спать…
МАКС. Сейчас снимем туфли… (Стаскивает с него туфли, не без борьбы.)
ТИТО. Туфли…
МАКС. Ух! Вот так. Сразу будет легче. Ну? Закрываем глаза… Я буду рядом…
ТИТО. Макс.
МАКС. Что?
ТИТО. Макс, не уходи! Останься! Прошу тебя!
МАКС. Хорошо, хорошо. Я рядом.
ТИТО (слабым голосом). Не уходи…
МАКС. Я здесь, рядом. Видите? Совсем рядом.
ТИТО (совсем тихо). Спать…
МАКС. Ш-ш-ш. Так-то лучше. Засыпайте и спите…
(Пауза. Тишина. Макс присаживается на край кровати.)
ТИТО. Макс!
МАКС (падая на пол). Я здесь!
ТИТО. Макс… Спой мне что-нибудь…
МАКС. Вот как?
ТИТО. Мария, она пела мне перед сном…
МАКС. А, понятно.
ТИТО (еле слышно). Спой…
МАКС. Хорошо. (Прочищает горло.) А что спеть?
ТИТО. Что хочешь!
МАКС. Пою.
(Макс задумывается. Раздается звук валторны. Он весьма удивлен. Затем начинает петь партию тенора из «Дон Карлоса». Поет.)
Dio, che nell, alma infondere
amor volesti e speme,
desio nel cor accendere… etc.
(Тито засыпает. Макс поглаживает руку Тито и продолжает петь.
Свет гаснет под звуки оркестра, проводящего тему арии.)
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
КАРТИНА ВТОРАЯ.
(Прошло четыре часа. Примерно половина седьмого вечера.
Макс и Тито спят. Макс спит на диване в гостиной. Тито лежит на кровати, вытянувшись во весь рост. Он укрыт покрывалом.
Спустя секунду раздается стук в дверь гостиной. Макс просыпается, ничего не соображая. В дверь снова стучат.)
МАКС. Иду. Секунду. (Он встает, поправляет прическу и пиджак, подходит к коридорной двери и открывает ее. Это Посыльный.)
ПОСЫЛЬНЫЙ. Половина седьмого. Как вы просили.
МАКС. Могли и позвонить.
ПОСЫЛЬНЫЙ. Решил прийти лично. А когда стану менеджером, это будет правилом. Где он?
МАКС. Спит.
ПОСЫЛЬНЫЙ (проходя мимо Макса). Хорошо. Я его разбужу.
МАКС. Ну уж нет! Это моя забота.
ПОСЫЛЬНЫЙ. Боже милосердный. Какой кругом беспорядок. Похоже, вы человек не очень аккуратный. (Начинает наводить порядок – взбивает подушки и т.д.)
МАКС. Ну, хватит! У меня порядок полный!
ПОСЫЛЬНЫЙ. Вы так считаете? А я бы красоту навел.
МАКС. Вот что, мне некогда, работы много. Ясно?
ПОСЫЛЬНЫЙ. Очень даже. Работа – это свобода. Это мой лозунг. (Берет в руки бутылку и принюхивается.) Приятный запах. Немного фруктами отдает.
МАКС. По-моему, тоже.
ПОСЫЛЬНЫЙ. Так прибрать в комнате? Пара пустяков.
МАКС. Не надо.
ПОСЫЛЬНЫЙ (направляясь в спальню). Я бы мог наполнить ванну, навести порядок в ящиках.
МАКС. Только не сейчас!
ПОСЫЛЬНЫЙ. Но что-то я должен же сделать!
МАКС. Вот что… Как насчет кофе?
ПОСЫЛЬНЫЙ (садится). Кофе? О, я не против. Такой тяжелый день был.