-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Образ жизни" или "Драматургия 20-го века" или
Для выполнения данного упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, словно бы произнося низкое растянутое «у-у-у». В это время необходимо представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. При зевании потягиваются мышцы всего тела. Эффект упражнения усиливает улыбка, способствующая расслаблению мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка мышцы лица, глотки, гортани расслабляются, появляется чувство покоя.
Эмоциональной разрядке содействует ходьба.
Сначала надо 3-5 мин пройти в быстром темпе. Это поможет отвлечься, максимально включить в работу мышечный и сердечно-сосудистый аппараты организма. Идти надо свободно, размашистой походкой, сохраняя правильную осанку. Дышать ровно, спокойно, может быть, лишь немного более интенсивнее вдыхать. Затем 1-1,5 мин пройти в более медленном темпе и вновь его ускорить. Хорошо при этом ввести элемент соревнования, например догнать и обойти впереди идущего человека, пройти до намеченного пункта за заданное время. Через 3-5 мин можно снова сбавить темп. В это время полезно в такт шагам слегка напрячь мышцы рук, спины, живота, затем их Расслабить и время от времени делать встряхивающие движения, например, на 4 шага — напрячься, на 6-10 шагов — расслабиться. Ноги при этом не должны быть напряжены. Идти следует легкой, свободной походкой.
В процессе ходьбы с целью эмоциональной разрядки можно использовать некоторые формулы самоубеждения и самоприказов. Например: «Я успокаиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращаются уверенность, спокойствие, хорошее настроение».
Обработка результатов. По анкетам САН определяется самооценка состояния участников до и после занятия, методом устного опроса выясняются индивидуальные особенности состояния.
Контрольные вопросы
1.Какие упражнения можно использовать для отдыха и тренировки вестибулярного органа чувств?
2.Какие упражнения помогают снять усталость глаз?
3.Какие упражнения рекомендуются для профилактики явлений гиподинамии и снятия эмоционального напряжения?
4.Каким образом дыхательные упражнения и ходьба способствуют эмоциональной разрядке?
Рекомендуемая литература
Бемиг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. Минск, 1985.
Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. Л., 1976.
Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. М., 1996.
Занятие 15. Тест нервно-психической адаптации
И. Н. Гурвич
Вводные замечания. Тест разработан в отделении психопрофилактики и внебольничной психиатрии Психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Конкретно-методологической основой теста послужила концептуальная модель пред-болезненных состояний в психиатрии, выдвинутая С. Б. Семичовым. Им же разработаны концепты симптомов, содержащиеся в первичной форме теста.
Назначение и содержание теста. Это психиатрический тест, что на операциональном уровне выражается в выявлении уровня нервно-психической адаптации путем установления наличия и выраженности у индивида некоторых психиатрических симптомов. Такая его направленность выражается еще и в том, что крайними категориями многомерной шкалы адаптации выступают абсолютное (идеальное) нервно-психическое здоровье и вероятное болезненное нервно-психическое состояние.
Тест может быть применен:
в качестве самостоятельной клинико-психологической методики;
составе методического оснащения программ, направленных на изучение факторов нервно-психического здоровья популяций, когда тестовые оценки представляют собой результирующую переменную, отражающую влияние факторов, изучаемых в эпидемиологическом аспекте;
в составе двухшаговых скрининговых процедур — для первого шага скрининга, в этом случае тест позволяет расслоить популяцию по уровню нервно-психического здоровья.
Состав. Тест состоит из 26 суждений, что практически достаточно для гомогенного теста. Суждения отобраны по результатам оценки надеж-ности и валидности первичной формы теста и размещены в случайном порядке. Каждое из них имеет 4-балльную шкалу с нулевым делением (т.е. подразумевающую возможность отсутствия симптома), относящуюся к так называемым шкалам последовательных интервалов. Получение итоговых оценок осуществляется путем суммирования.
Шкалы построены по типу шкалы Ликерта; они идентифицируют симптом с преходящей реакцией, актуальной реакцией, состоянием или развитием. Окончательная форма теста приведена в табл. 15.1.
Таблица 15.1 Окончательная форма теста
Симптом
Есть
и всегда
было
Есть уже длительное время
Появилось в последнее время
Было в
прошлом, но
сейчас нет
Нет и не было
Бессонница
Ощущение, что окружающие неодобрительно к вам относятся
Головные боли
Изменение настроения без видимых причин
Боязнь темноты
Чувство, что вы хуже других людей
‘
Склонность к слезам, плаксивость
_
Ощущение «комка» в горле
Боязнь высоты
Быстрая утомляемость, чувство усталости
1
Неуверенность в себе и в своих силах
Сильное чувство вины
Опасения но поводу тяжелого заболевания (не подтвержденного при обследовании)
Боязнь находиться одному в помещении или на улице
Опасение покраснеть «на людях»
Трудности в общении с людьми
Необоснованный прах за себя, других людей, боязнь каких-либо ситуаций
Дрожание рук, ног, невозможность сдержать проявления своих чувств
Сниженное или подавленное настроение
Сердцебиение
Беспричинная тревога, «предчувствия», ощущение, что может произойти что-то неприятное
Безразличие ко всему
Раздражительность, вспыльчивость
Повышенная потливость
Чвство слабости
Сндартизационная выборка. Тест стандартизирован на «гнездной» выборке работников производственного объединения «Невский завод» (Санкт-Петербург). «Гнездами» служили цеховые врачебные участки. Объем выборки, сформированной путем сплошного «внутригнездного» отбора, составил 2203 единицы. При оценке по t-критерию Стьюдента оказалось, что по полу для большинства возрастных групп стандартизационная выборка достаточно хорошо репрезентирует генеральную совокупность работников крупного промышленного предприятия, а различия достоверно (при Р J 0,01) устанавливаются лишь по относительно малочисленным группам занятых в возрасте 18-25 лет и 56 лет и старше.
Проведение теста. Тест относится к типу «карандаш—бумага» и допускает групповое проведение в виде анкетного опроса. Для оценки результатов необходим ключ — прозрачная «сетка», где нанесены шкальные оценки значений ответов.
Позиция интервьюера индифферентная. Инструкция респондентам дается в терминах опросного исследования, употребление здес слова «тест» нежелательно. Она может звучать примерно так:
На вашем предприятии (в организации, городе и т. д.) проводится иссл дованне для совершенствования медицинской помощи и предупрежд пня нервно-психических расстройств.
Просим вас заполнить вопросник. Ваши ответы помогут улучшить дис пансерное обслуживание (работающих на вашем предприятии, прожи вающнх в вашем городе и т. д.). Заполненный опросник не подлежит огласке и не может быть использован для медицинского учета или каких-либо других административных целей.
Все вопросы имеют готовые варианты ответа и не требуют длительно обдумывания. Отметьте знаком «+» (по каждой строке в соответствующему вашему ответу столбце), были ли когда-нибудь у вас явления, котор-ыми, как правило, отвечает психика человека на трудные жизненные обстоятельства, болезни.
Время заполнения бланка — около 5 мин. Нередко у респондентов возникает вопрос о выборе варианта ответа, если симптом отмечается «иногда». В этом случае говорится, что такая характеристика относится практически ко всем перечисленным симптомам, поскольку ни один из них не может присутствовать «постоянно», и предлогается указать, «давно ли появился» данный симптом.
Важным деонтологическим аспектом поведения интервьюера выступает акцентирование того факта, что ответы на тест не являются основанием для установления психиатрического диагноза, а сам те предназначен для психически здоровых людей.
Ключ и обработка данных. Перевод градаций шкал (I) в баллы (II) производится так: (табл. 15.2).
Таблица 15.2
Перевод градаций шкал
I
II
Нет и не было
0
Было в прошлом, но сейчас нет
1
Появилось в последнее время
2
Есть уже длительное время
3
Есть и всегда было
4
Для стандартизационной выборки средний балл равняется 16,0 при сигмальном отклонении 3,89. Аппроксимированные нормальным распределением «сырые» баллы и соответствующие им стандартные г-оценки приведены в табл. 15.3.
Первичная обработка результатов тестирования осуществляется путем суммирования взвешенных по ключу баллов, которые индиви получил по всем шкалам. Оценка результата дается на основе его поставления с соответствующей z-оценкой.
Надежность и валидность теста
Первоначальный набор суждений, использованных для построения теста (первичная форма), состоял из 47 самооценок индивидом своего психического состояния, с известной долей условности рассматривавшихся как симптомы. Выделение последних осуществлено на основе анализа психиатрической литературы и концепции предбо-лезненных психических расстройств таким образом, чтобы этот набор в достаточной мере отражал «движения» индивида от абсолютной нормы к болезненному расстройству.
Выбор симптомов в качестве индикаторов нервно-психической адаптации индивида основан на подходе, выдвинутом еще В. Гризингером, который утверждал, что диагностическое значение имеют не столько сами симптомы, сколько их истолкование наблюдателем. Применительно к формализованной психодиагностической процедуре получается: значение симптома в составе теста может не совпадать с его клиническим значением и фактически полностью определяется показателями надежности и валидности.