-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Образ жизни" или "Драматургия 20-го века" или
Вводные замечания. По определению И. И. Брехмана, здоровье представляет собой способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Иными словами, здоровье можно рассматривать как степень выраженности адаптационных (приспособительных) реакций, обусловленных развитием функциональных резервов организма. Р. М. Баевским предложена методика оценки так называемого адаптационного потенциала (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Если и результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможности, то адаптационный механизм нарушается и появляются устойчивые патологические изменения.
Цель занятия. Овладеть методикой оценки адаптационного потенциала, отражающего физическое здоровье человека.
Оснащение. Секундомер, тонометр для определения уровня артериального давления.
Порядок работы. Для оценки адаптационного потенциала измеряются уровень артериального давления и частота сердечных сокращений. По формуле определяется численное значение показателя:
АП = 0,011 ? ЧСС+ 0,014 ? АД сист + 0,008 ? АД диаст + 0,014 ? В + 0,009 ? т – 0,009 ? h – 0,27,
где ЧСС — частота сердечных сокращений (уд/мин; АД сист и АДдиаст — систолическое и диастолическое артериальное давление соответственно, В — возраст (годы), т — масса тела (кг), h — рост (см).
Полученные результаты интерпретируются согласно данным, приведенным в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Характеристика значения адаптационного потенциала
Адаптационный потенциал (баллы)
Характер адаптации
Характеристика уровня функционального состояния
Менее 2,1
Удовлетворительная адаптация
Высокие или достаточные функциональные возможности организма
2,11-3,2
Напряжение механизмов адаптации
Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов
3,21-4,3
Неудовлетворительная адаптация
Снижение функциональных возможностей организма
Больше 4,3
Срыв адаптации
Резкое снижение функциональных возможностей организма
Контрольный вопрос
• Каким образом определяется адаптационный потенциал организма человека и что он характеризует в зависимости от своего значения?
Занятие 8. Интегральная оценка уровня физического здоровья
Д. Н. Давиденко
Вводные замечания. Интегральная количественная оценка физического здоровья может осуществляться при регистрации ряда физиологических, антропометрических показателей и показателей физической подготовленности с последующим приведением их к обобщенной балльной оценке. По этому принципу Г. Л. Апанасенко разработан метод оценки физического здоровья, в основу которого положена характеристика энергопотенциала индивида, полученная из некоторых первичных данных.
Цель занятия. Овладеть методикой оценки уровня физического здоровья.
Оснащение. Спирометр, динамометр, тонометр для определения уровня артериального давления и секундомер.
Порядок работы. Для оценки уровня физического здоровья учитываются численные значения роста, массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), пульса в состоянии покоя (ЧСС), силы кисти, уровня систолического давления (АД .) и время восстановления пульса после функциональной пробы (20 приседаний за 30 с). При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующей градации:
низкий;
ниже среднего;
средний;
выше среднего;
высокий.
В этом случае нужно ориентироваться на так называемую шкалу здоровья (табл. 8.1 и 8.2).
Контрольный вопрос
. Каким образом определяется уровень физического здоровья?
Занятие 9. Самооценка состояния здоровья
Д. Н. Давиденко
Вводные замечания. Самооценка состояния здоровья может быть осуществлена с помощью анкетирования по В. П. Войтенко.
С этой целью применяется специальная анкета, состоящая из 28 вопросов, на 27 из них предусмотрены ответы «да—нет», последний вопрос требует конкретного ответа из двух предложенных.
Цель занятия. Овладеть методикой самооценки уровня здоровья.
Оснащение. Анкета самооценки состояния здоровья (табл. 9.1).
Порядок работы. Для самооценки состояния здоровья используются данные анкетирования: подсчитывается число неблагоприятных для испытуемого ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое». Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья: 0 — при «идеальном» и 28 — при « очень плохом» самочувствии.
Таблица 9.1
Анкета самооценки состояния здоровья
№
Вопросы
Да
Нет
1
Беспокоит ли вас головная боль?
2
Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого звука?
3
Беспокоят ли вас боли в области сердца?
4
Считаете ли вы, что у вас ухудшилось зрение?
5
Считаете ли вы, что у вас ухудшился слух?
6
Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду?
7
Беспокоят ли пас боли в суставах?
8
Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?
9
Бывают ли у вас периоды, когда из-за волнения вы теряете сон?
10
Беспокоят ли вас запоры?
11
Беспокоит ли вас боль в области правого подреберья?
12
Бывают ли у вас головокружения?
13
Стало ли вам труднее сосредоточиваться, чем в прошлые годы?
14
Беспокоят ли пас ослабление памяти, забывчивость?
15
Ошушаете ли вы в различных областях жжение, покалывание, «ползание мурашек»?
16
Беспокоит ли вас шум пли звон в ушах?
17
Держите ли вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
18
Бывают ли у вас отеки на ногах?
19
Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд?
20
Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе?
21
Беспокоит ли вас боль в области поясницы?
22
Приходится ли вам использовать в лечебных целях минеральную воду?
23
Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?
24
Бываете ли вы на пляже?
25
Считаете ли вы, что вы сейчас так же работоспособны, как прежде?
26
Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденными, счастливыми?
27
Много ли вы курите?
28
Как вы оцениваете свое состояние здоровья:
• хорошее;
• плохое
Контрольный вопрос
• Что лежит в основе самооценки состояния здоровья?
Рекомендуемая литература к занятиям 1-9
Агаджашп Н. А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеоло-
гии. – Кн. 2. Киев: Олимпийская литература, 1999. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: ACT
Донецк: Сталкер, 2002. Ананьев В. А., Давиденко Д. К, Петленко В. П., Хомутов Г. А. Этюды
валеологии / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. СПб : СПбГТУ
БПА, 2001.
Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека -СПб.: Петрополис, 1992.
Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология Киев-Здоров’я, 1998.
Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука, 1987.
Валеология человека. Здоровье – любовь – красота: В 5 т. Физическое и психическое здоровье. СПб.: Петроградский и К0- Минск-Оракул, 1996. Т. 3.
Войтенко В. П. Здоровье здоровых. Киев: Здоров’я, 1991
Волков В. Ю., Ланев Ю. С, Петленко В. П., Давиденко Д. Н.и др. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. СПб.: СПбГТУ, БПА 2001
Давиденко Д. Н., Зорин В. Е., Борилкевт В. Е. и др. Социальные и биологические основы физической культуры / Отв. ред Д Н Давиденко. СПб.: СПбГУ, 2001.
Занятие 10. Самооценка физического, психического и социального здоровья
Г. С. Никифоров, Л. И. Августова
Вводные замечания. Один из основных вопросов психологии здоровья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уровнями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотрения здоровья человека — биологический, психологический и социальный, каждый из которых обладает своей спецификой.
На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.
Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особо значимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.
Переход от психологического к социальному уровню весьма условен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове-комсвоих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степенью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).
Достаточно интересны работы, направленные на создание экспресс-диагностических методик оценки здоровья. Их преимущество связано с ускоренной диагностикой, основанной на нормативном подходе к оценке здоровья. Вместе с тем представляется невозможным свести к какому-то одному, универсальному, критерию оценку как психического, так и социального здоровья.
В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состояние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здоровья непосредственно зависит от знания себя.