-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Образ жизни" или "Драматургия 20-го века" или
Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам Ус, Сп или Уд получены высокие оценки — более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.
Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50 баллов есть все основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.
Низкие оценки — менее 40 баллов — свидетельствуют не только о высокой критичности в самооценке и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе. Насколько же сильным бывает влияние феномена социальной желательности в диагностике настроения?
Проявления феномена социальной желательности. Социальная желательность — предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим социально более желательным. Проявляется социальная желательность в том случае, когда оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие их обладателя в этом отношении привлекательным.
Использование в методике ДС внутри каждого пункта 7-балльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале По не только в понятиях искренности—неискренности. Критичность самооценивания тесно связана с самопринятием личностью. Чем оно полнее, тем положительнее образ себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и психическое состояние индивида: чем полнее самопринятие и больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем более приподнято настроение, благоприятнее состояние. Это подтверждают и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных. Данные связи двунаправленные: чем более приподнятым оказывается настроение, тем выраженнее принятие себя, меньше расхождение между реальным и идеальным Я личности.
Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. Идеальное Я существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психической структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.
Обработка результатов тестирования. Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов по всем пунктам, входящим в соответствующую шкалу.
Ключ к шкалам полного варианта ДС (ДС-8)
Ак: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.
Бо: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.
То: 1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.
Ра: 4,8,25,31,35,37,41′. В шкале 7 пунктов.
Сп: 5,9,10,12,21,24,30,35. В шкале 8 пунктов.
Ус: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.
Уд: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.
По: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.
В шкале Бо номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную 7-балльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, получаемая после вычитания написанного балла (в бланке ответов) из 8. Соответственно нужно использовать формулу
S = 8- М,
где М — балл, написанный испытуемым, S — балл, который войдет в сумму «сырых» баллов для данной шкалы.
Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Перерасчет баллов
Балл, написанный испытуемым
1
2
3
4
5
6
7
Балл, учитываемый при суммировании
7
6
5
4
3
2
1
Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы Бо, номера которых взяты в скобки.
После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо перевести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» находим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Г-оценка по шкале Ак. Далее — таким же образом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце — «Сырые баллы» — находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Г-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Г-оценка равна 38, для первичного балла по шкале То стандартная Г-оценка равна 39 и т. д.
Построение профиля ДС. По шкале абсцисс наносим деления для каждой шкалы в том порядке, как они перечислены в этом тексте. Используя деления на оси ординат, в поле диаграммы рисуем какой-либо знак (кружок, крестик и т. п.). Затем соединяем ломаной линией нанесенные знаки. На рис. 11.1 приведен пример построения профиля усредненных стандартных баллов. На нем линии отображают числовые параметры доминирующих настроений при различных жизненных событиях, происшедших в последнее время в жизни респондентов: печальных и драматических событиях (43 человека), неприятных (142), приятных (193), радостных (65 человек).
Интерпретация профиля ДС. Опросник предназначен для определения основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это означает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в до минирующем состоянии основных характеристик, не связанных друг с другом, противоречило бы пониманию состояния как целостного психического явления. Целостность состояния — весьма существенная его черта, без нее невозможно представить реализацию им интегрирующих и координирующих функций, о которых пишут большинство исследователей.
Рис. 11.1. Профили доминирующих настроений при различных жизненных событиях
Обозначения профилей: 1 —драматические, печальные
события; 2 — неприятные события; 3 — приятные события;
4 — радостные события; 5 — примечательных событий не
было. По оси абсцисс нанесены шкалы ДС, по оси ординат —
средние величины стандартных баллов шкальных оценок.
Кроме того, для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласованность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде диаграммы показатели шкал методики в стандартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизонтальное расположение, но и высота расположения линии относительно уровня 50 Г-баллов. Выраженность какого-либо психического качества, сила проявления некоторого психического феномена в разных диапазонах отнюдь не исчерпывается определениями «больше-меньше», «сильнее-слабее». Разные степени выраженности какой-либо характеристики чаще всего имеют и качественную специфику, особые структурные взаимоотношения, а также характеризуются различными связями с реализуемыми наборами функций и т. д.
В связи с этим интерпретацию профиля лучше начинать с оценки высоты его расположения. Чем он выше расположен, тем более благоприятно психическое состояние. Разумеется, при достаточно адекватной самооценке и соответствующем отношении к процедуре обследования.
Сниженные оценки по четырем первым шкалам (Ак, Во, То, Ра) и шкале Ус дают основание предположить наличие затяжного стресса. Причем чем ниже Г-оценки по шкале То, тем, вероятно, он продолжительнее. Такой стресс представляет опасность из-за возникновения психосоматических и соматических расстройств.
Сниженные оценки по шкалам Ук и Ак свидетельствуют о дисгармонии настроения. Это может и не приводить к скорым негативным последствиям для здоровья, но говорит о пониженной психологической устойчивости личности. В этих случаях целесообразно добиться более полного осознания с помощью самоанализа, в доверительной беседе или в консультативном сеансе специалиста. Порядок работы. Учащиеся получают текст опросника и заполняют лист для ответов. Затем знакомятся со шкалами методики ДС, их интерпретацией, процедурой обработки данных и построения профиля.
Далее учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для ознакомления профиль, построенный по данным обследования. Затем задают друг другу вопросы, отвечают на них, комментируя результаты обследования. Основное внимание следует уделить своим личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми для сохранения психологической устойчивости, переживания благополучия, удовлетворенности жизненной ситуацией или для противоположных тенденций в динамике доминирующего настроения. Может оказаться продуктивной попытка анализа основных событий последнего времени и их влияния на настроение и психическое состояние.
Контрольные вопросы
1.Что такое доминирующее настроение?
2.Каково назначение методики ДС?
3.Какова структура методики, какие параметры настроения она измеряет?
Приложение 11,1
МЕТОДИКА ДС- 8. ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Т-БАЛЛЫ.
МУЖЧИНЫ
Выборка: 685 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет [старше 20 и младше 60 лет), практически здоровых, прошедших обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане СССР и России.
Продолжение приложения 11.2
МЕТОДИКА ДС-8.ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Г-БАЛЛЫ.
ЖЕНЩИНЫ
«Сырые» баллы