-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Образ жизни" или "Драматургия 20-го века" или
Нормативная выборка: 635 женщин в возрасте от 20 до 55 лет (старше 20 и младше 55 лет], практически здоровых, прошедших обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане СССР и России.
Приложение 11.3
ОПРОСНИК ДС-8
Инструкция. В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, насколько эти признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.
Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены.
Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением выразите с помощью 7-балльной шкалы:
1— полностью не согласен;
2— согласен в малой степени;
3— согласен почти наполовину;
4— согласен наполовину;
5— согласен более чем наполовину;
6— согласен почти полностью;
7— согласен полностью.
Вашим ответом будет выбор одного из баллов шкалы — 1,2,3,4,5,6 или 7. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта.
Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в самом опроснике ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную циифру и напишите справа новую.
Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите вре-0т Начала работы и приступайте к опроснику. Вместо фамилии, имени и ества можете написать любой псевдоним.
Текст опросника
1.Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.
2.Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
3.Я во всем стараюсь быть первым и лучшим.
4.Я чувствую себя в большом нервном напряжении.
5.Я тревожусь очень часто.
6.Я безосновательно чувствую себя довольно несчастным.
7.Я часто плохо засыпаю.
8.Повседневные трудности лишают меня покоя.
9.У меня очень часто бывают периоды такого сильного беспокойства, что мне трудно усидеть на месте.
10.Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.
11.Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.
12.Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.
13.Если все против меня, я нисколько не падаю духом.
14.Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.
15.Часто я чувствую себя бесполезным.
16.Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.
17.Трудные задачи у меня поднимают настроение.
18.У меня часто болит голова.
19.Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.
20.Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.
21.У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.
22.Меня легко задеть словом.
23.Я полон энергии.
24.Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня по несколько дней.
25.Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожи дает.
26.Существует конфликт между моими планами и действительность::
27.Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.
28. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю большую выносливость.
29.Часто из-за кого-нибудь я теряю самообладание.
30.Я склонен преувеличивать в своих мыслях негативное отношение ко мне близких людей.
31.У меня очень часто бывает тяжесть в голове.
32.Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.
33.Я упускаю удобный случай часто из-за того, что) недостаточно быстро принимаю решение.
34.Есть очень много вещей, от которых я легко раздражаюсь.
35.Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.
36.Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.
37.Из-за волнения у меня часто пропадает сон.
38.Меня можно назвать человеком, полным надежд.
39.Совсем незначительные препятствия меня сильно раздражают.
40.Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).
41.Я ощущаю, что мне не хватает времени, чтобы сделать все, что нужно.
42.Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.
43.Утром после пробуждения я еще долго чувствую себя усталым и разбитым.
44.Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности.
45.У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.
46.В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.\
47.Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.
48.у меня очень большая выносливость к умственной работе.
49.Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.
50.Я смотрю в будущее с полной уверенностью.
51.Я очень часто теряю терпение.
52.Люди разочаровывают меня.
53.Мне все быстро надоедает.
54.Мне кажется, что я близок к нервному срыву.
55.Я часто испытываю общую слабость.
56.Мне часто говорят, что я вспыльчив.
57.Меня утомляют люди.
Приложение 11.4 ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО (полностью)_________________________________________
Число, мес, г. р.___________________________________________
Пол. _________________________________________________________
Образование_____________________________________________
Должность.__________________________________________________
Дата опроса______________________________________________
Рекомендуемая литература
Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. СПб., 2003.
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.
Занятие 12. Диагностика чувственного тона настроения
Л. В. Куликов
Вводные замечания. В эмоциях может быть выражено отношение к конкретной ситуации, к определенному объекту или явлению, к поступку или поведенческому акту другого человека, оценка собственного поступка, поведения. Чувства же отражают отношение к достаточно продолжительной по времени жизненной ситуации, к другому человеку или к себе в целом.
Эмоции с большей определенностью проявляются в психическом и физическом состоянии индивида. Они имеют более явные временные характеристики; легче зафиксировать моменты их возникновения и угасания. Чувства проявляются более опосредованно, поэтому труднее для наблюдения и самонаблюдения. Это обстоятельство заставляет психологов в диагностике последних опираться на субъективные оценки человека.
Чувства — важнейшая составляющая системы отношений индивида к миру людей, к себе самому, к окружающей его живой и неживой природе. В них отражена значимость явлений и объектов действительности, связанных с потребностями и мотивами личности, а также и возможность удовлетворения данных потребностей. Чувства и эмоции выполняют регулятивные и оценочные функции (принятие или непринятие людей, объектов, событий и т. д.).
Сложность системы отношений личности сказывается в большом и противоречивом многообразии чувств. Слияние их образует чувственный тон отношения к любому значимому событию, человеку, группе, объекту, — неотъемлемую часть внутреннего мира личности и одновременно составляющую актуального и доминирующего психического состояния. Диагностика и описание сферы чувств важны для очень многих психологических исследований, преследующих научные, прикладные или практические цели. Например, выявление ее хактеристик позволяет дать более точное и полное психодиагностическое заключение о внутриличностном конфликте, спрогнозировать его и развитие, найти оптимальные методы в психокоррекционной и консультативной практике.
Цель занятия. Диагностика чувственного тона настроения участников занятия, анализ обусловливающих его факторов, выявление ряда характеристик сферы чувств личности, оценка гармонии чувств как составляющей потенциала сохранения психического и физического здоровья.
Методика. Для диагностики чувственного тона настроения используется методика «Профиль чувств настроения» (ПЧН).
Назначение методики. Методика позволяет выявить структуру чувств индивида, силу того или иного чувства, доминирование одной из трех групп чувств — гедонических, астенических, меланхолических. Речь при этом идет о структуре чувств, отмечаемых в настоящее время. Настоящее время — более широкий интервал, чем актуальный момент. Обращаясь к абсолютным величинам, следует учитывать, что для большинства людей протяженность настоящего времени составляет как минимум несколько недель. Данные, получаемые с помощью этой методики, могут быть полезны для ранней диагностики дисгармонии личности, для прогноза динамики психических состояний.
Шкалы. Каждая шкала — одна из трех групп чувств, включенных в регуляцию психического состояния индивида и определяющих динамику состояний:
гедонические чувства (удовольствия, наслаждения);
астенические чувства (бессилия, смятения, немощи);
меланхолические чувства (гнетущие, дистимические).
Название «гедонические» образовано от древнегреч. hedone — «удовольствие, наслаждение». Эту группу можно было бы назвать «приятные чувства» или «чувства удовольствия, удовлетворения».
Термин «астения» происходит от древнегреч. astheneia — «бессилие, слабость». Им обозначают состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью и чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Чувства немощи, смятения — русские аналоги названия данной группы чувств.
Меланхолией когда-то называлась депрессия. Сейчас этот термий нередко используют в качестве обобщенного определения психопатологических состояний с плохим настроением. Чувства данной группы характерны для депрессивных расстройств разной природы и глубины. Близкие по смыслу к меланхолии — варианты «гнетущие», «дистимические» чувства.