-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Образ жизни" или "Драматургия 20-го века" или
Как отмечает С. Хобфолл, несмотря на многочисленность исследований, связывающих личностные и социальные ресурсы со стрес-соустойчивостью, их результаты не раскрывают в полной мере механизмы преодоления стресса11. Это вызвано тем, что для изучения Данного вопроса необходимо обращаться к динамическим моделям соотношения персональных характеристик и устойчивости к стрессам, поскольку статические модели не учитывают одного аспекта: ресурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоятельств. Эмпирическим путем было показано, что социальные ресурсы людей уменьшаются, когда они подвержены воздействию стресса (Kaniasty & Norris, 1993)12.
Другие исследователи получили аналогичные данные: даже личностные, когнитивные ресурсы могут сокращаться из-за стресса, поскольку стрессовая ситуация подрывает веру человека в собственные силы, например веру в свою компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven & Tice, 1998). В таком контексте «вера» рассматривается в качестве важнейшего поддерживающего и «динамизирующего», личностного ресурса. Возможно, стрессовая ситуация затрагивает» энергию и мотив, необходимые для того, чтобы задействовать этот ресурс в ее преодолении. Концепция «консервации» ресурсов С. Хобфолла и соответствующий методологический подход к оценке личностного потенциала толерантности к стрессу представляют собой динамическую модель изучения взаимодействия личности и среды.
Предлагаемый нами опросник ОПП разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса.
Цель занятия. Оценка динамического взаимодействия потерь и при обретений жизненных ресурсов личности.
Оснащение. Листы с текстом опросника ОПП (приложение 18.1
Порядок работы. Испытуемым выдается опросник «Оценка потерь «Оценка приобретений» со следующей инструкцией:
Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выявляет ваши пере вания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурс Оцените, пожалуйста, по 5-баллыюй шкале ваши переживания по кг дому пункту опросника:
1— нет такого ощущения;
2— переживание в малой степени;
3— переживание средней степени;
4— переживание в значительной степени;
5— переживание в очень большой степени.
6
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается индекс «ресурсное™» (ИР) в процентах, по формуле
ИР = X2 – X1 ? 100,
X2
где Xt — ? баллов «потерь», Х2 — ? баллов «приобретений» ресурсов.
Чем больше ИР, тем выше адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам. Проинтерпретировать полученный индекс возможно в соответствии с уровнями «ресурсное™», представленными в табл. 18.1. Для изучения корреляционных связей с другими показателями стрессоустойчивости могут быть использованы показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов», равные сумме баллов по первой и второй частям опросника соответственно.
В наших исследованиям на выборке свыше 100 чел. было выявлено, что величины «потерь» и «приобретений» отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их соотношению с показателями качества жизни и психического «выгорания». Так, сумма «потерь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни, положительно коррелирует с фрустрированностью, стажем и возрастом и с показателями психического «выгорания» — эмоциональным истощением и деперсонализацией. Сумма «приобретений» ресурсов имеет положительные корреляции с индексом качества жизни и отрицательные — с показателями «выгорания» (редукцией личных достижений и деперсонализацией). Это означает, что «приобретение» ресурсов по своему положительному воздействию не равно отсутствию «потерь». Первый аспект, очевидно, в большей мере, чем второй, оказывает мотивирующее и динамизирующее воздействие на процесс накопления («консервации») адаптационных возможностей и на удовлетворенность жизнью.
Таблица 18.1
Уровень «ресурсности»
низкий
средний
высокий
Меньше 35%
36-45%
Больше 46 %
Контрольные вопросы
1.Какие ситуации способствуют развитию психологического стресса?
2.Что понимается под ресурсами стрессоустойчивости?
3.В чем заключаются основные принципы концепции «консервации» ресурсов и психологического стресса, предложенной С. Хобфоллом?
Приложение18.1
ОПРОСНИК «ОПП»
Фамилия ________________________Имя_____________________Дата______________________
Возраст________________ Другие сведения_________________________________________________
Часть первая. «Оценка потерь».
Пожалуйста, оцените ваши ощущения потери за последние полгода (год, два), ответив на каждый данный ниже вопрос.
За последние полгода (год) я потерял(а):
Оценка «потерь»
1. Ощущение, что я успешен
2. Возможность нормально высыпаться
3. Возможность хорошо одеваться
4. Ощущение, что я нужен другим людям
5. Стабильность в семье
б.Чувство гордости за себя
7. Уверенность, что я достигаю своих целей
8. Хорошие отношения с детьми (родителями
9. Необходимые предметы домашнего обихода
10 Суверенность в том, что мое будущее зависит от меня
11. Собственное здоровье
12. Жилищные условия, достаточные для достойного существования
13. Чувство оптимизма
14. Возможность нормально питаться
15. Стабильную работу
16. Уверенность, что я контролирую события моей жизни
17. Признание моих достижений
18. Мои сбережения, вклады
19. Мотивацию [желание) что-то делать
20. Поддержку от коллег
21. Доход, достаточный для достойной жизни
22. Ощущение независимости
23. Дружбу (друзей)
24. Знание о том, куда я иду в жизни (смысл жизни)
25. Ощущение, что моя жизнь имеет значение
26. Положительное мнение о себе
27 Людей, на которых я мог бы опереться
28. Возможность получать медицинскую помощь при необходимости
29. Возможности для образования и самообразования (в том числе и материальные]
30. Принадлежность к организациям, в которых есть люди со сходными интересами (церковь, клубы, спортивные организации и т. п.)
Часть вторая. «Оценка приобретений».
Пожалуйста, оцените степень выраженности ощущений ваших приобретений за последние полгода (год, два), ответив на каждый данный ниже вопрос. Ваши ответы в баллах внесите в бланк для ответов «Приобретения».
За последние полгода (год) я приобрел(а)
Оценка приобретений
1 Ощущение, что я успешен
2- Возможность нормально высыпаться
3. Возможность хорошо одеваться
4.Ощущение, что я нужен другим людям
5.Стабильность в семье
6.Чувство гордости за себя
7.Уверенность, что я достигаю своих целей
8.Хорошие отношения с детьми (родителями]
9. Необходимые предметы домашнего обихода
10. Уверенность в том, что мое будущее зависит от меня
11 Собственное здоровье
12. Жилищные условия, достаточные для достойного существования
13. Чувство оптимизма
14. Возможность нормально питаться
15. Стабильную работу
16. Уверенность, что я контролирую события моей жизни
17. Признание моих достижений
18. Мои сбережения, вклады
19. Мотивацию [желание) что-то делать
20. Поддержку от коллег
21. Доход, достаточный для достойной жизни
22. Ощущение независимости
23. Дружбу (друзей)
24. Знание о том, куда я иду в жизни (смысл жизни]
25. Ощущение, что моя жизнь имеет значение
26. Положительное мнение о себе
27 Людей, на которых я мог бы опереться
28. Возможность получать медицинскую помощь при необходимости
29. Возможности для образования и самообразования (в том числе и материальные)
30. Принадлежность к организациям, в которых есть люди со сходными интересами (церковь, клубы, спортивные организации и т. п.)
Рекомендуемая литература
Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его прс одоления // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифоров! СПб., 2003. С. 548-572.
Занятие 19. Соотношение психологического и календарного возраста человека как фактора психического здоровья
Л. И. Августова
Вводные замечания. Одним из интересншших вопросов при изучении геронтолошческих аспектов психологии здоровья является определение истинного возраста человека. В современной науке принят многомерный подход к изучению данного аспекта как дифференцированного показателя периода человеческой жизни. Такой подход предполагает отдельное измерение биологического, психологического и социального возраста, юскольку календарный возраст (еще он обозначается в качестве хронологического или паспортного) не отражает в полной мере характеристики человеса как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности Понятия биологического и календарного возраста давно разделяются, поскольку последний не характеризует в достаточной степени истижное состояние организма. Это обстоятельство весьма существенно, е~о необходимо учитывать, Делая прогноз о предстоящих изменениях в состоянии организма, определяя перспективу физического здоровья человека.
Выявление психологического возраста и его соотношение с календарным позволяет, в свою очередь, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человзка и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.
Определяя психологический возраст как меру психологического прошлого человека, субъективной реализованноети психологического времени личности, можно выявить его особенности:
1.Психологический возраст — это характгристика человека, которая измеряется согласно его внутренней гистеме отсчета времени.
2.Психологический возраст принципиально обратим, т. е. человек может «молодеть», когда расширяется п< ихологпческое будущее, сокращается психологическое прошлое или увеличивается предполагаемая продолжительность жизни.
3.Психологический возраст многомерен, т. е. он может отличаться в разных сферах жизнедеятельности.