-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Образ жизни" или "Драматургия 20-го века" или
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) Постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней.
б) Не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, по обещав взять реванш.
в) Проигрыш надолго испортит настроение.
Таблица 10.3 Ответный лист
1. а, б, is
5. а, б, в
2. а, б, в
6. а, б, в
3. а, б, в
7. а, б, в
4. а, б, в
8. а, б, в
Рекомендуемая литература
Сергеев С. Здоровье тела и души. Психологические тесты для женщин и мужчин. М., 2001.
Познакомьтесь с собой. Психологические тесты с подробными комментариями / Сост. С. Сергеев. М., 2000.
Часть II
Психические состояния
Занятие 11. Диагностика доминирующего настроения
Л. В. Куликов
Вводные замечания. Субъективное благополучие личности, переживание полноты жизни, устойчивость в трудных жизненных ситуациях напрямую связаны с доминирующим настроением и психическим
состоянием.
Настроение — это относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено во взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида) .
Доминирующее состояние — то, что преобладает во времени, поглощая большую его часть. Такие состояния характерны не столько в данный конкретный момент, зависящий от особенностей определенной ситуации, сколько вообще для настоящего периода жизни человека. Они в меньшей степени обусловливаются актуальной, текущей ситуацией, имеющей точно очерченные временные рамки, и в большей степени — социально-психологическими личностными факторами. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и «ситуативную» («текущую») составляющую. На фоне доминирующих состояний формируются и существуют актуальные состояния.
Так, скажем, на фоне доминирующего состояния страха за жизнь близкого человека, длительное время находящего в условиях, угрожающих его жизни, могут возникать актуальные состояния иного плана: например, радость, вызванная приятными новостями или успехами других близких людей. Человек на фоне доминирующего состояния тревоги или страха может не терять способность переходить в состояние сосредоточенности или испытывать трудовой подъем, вдохновение. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
Цель занятия. Диагностика доминирующего настроения участников занятия, анализ обусловливающих его факторов, опенка психологической устойчивости личности в качестве потенциала психического и физического здоровья.
Оснащение. Для диагностики доминирующего настроения используется методика определения доминирующего состояния (полный вариант — ДС-8). Назначение методики — определить характеристики настроений и некоторые характеристики личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок обследуемого. Опросник предназначен главным образом для диагностики относительно устойчивых (доминирующих) состояний. Разработаны два его варианта: полный (ДС-8) с 8 шкалами (57 пунктов) и краткий (ДС-6) с 6 шкалами (42 пункта).
Оценка выраженности параметра состояния. Шкалы стандартных Г-баллов построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Г-баллам. 10 Г-баллов равно одной сигме (сигма — среднеквадратичное отклонение).
Повышенные оценки по той или иной шкале — 55 Г-баллов и более. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем на половину сигмы. Пониженные оценки — это оценки 45 Г-баллов и менее. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем на половину сигмы. Высокие оценки — 60 Г-баллов и более. Низкие — 40 Г-баллов и менее.
Основные шкалы
Шкала Ак: активное—пассивное отношение к жизненной ситуации.
Высокие оценки {более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.
Низкие оценки {менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненным ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление препятствий.
Шкала Бо: бодрость—уныние.
Высокие оценки. Повышенное, бодрое настроение, преобладает Положительный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожида-Пе радостных событий в будущем. Выражено желание действовать.
Низкие оценки. Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные тона, смысл его неясен. При очень высоких оценках — подавленность, чувство грозящего несчастья, гипотимность.
Шкала То: тонус высокий—низкий.
Высокие оценки. Повышенная вероятность активности и расходования энергии, стенического реагирования на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе продолжительной.
Низкие оценки. Характерны усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления активности, расходования энергии, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.
Шкала Ра: раскованность—напряженность.
Высокие оценки. В настоящей ситуации человек не усматривает вызова, проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые. Возможно, что ситуация оценивается как неразрешимая, но нет ее активного отвержения, эмоциональная острота непринятия стерта. Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необходимые преобразования, в большей мере овладевать ситуацией. Характерна раскованность. При очень высоких оценках — безразличие, успокоенность.
Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Переживание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий, возникшей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляемого поведения, деятельности. Свойственно более масштабное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов. Под напряженностью здесь имеется в виду преимущественно эмоциональная напряженность.
Шкала Сп: спокойствие—тревога.
Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей. В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она обозначается также терминами «свободно плавающая», «немотивированная» и др.
Низкие оценки. Повышена склонность испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.
Шкала Ус: устойчивость—неустойчивость эмоционального тона.
Высокие оценки. Преобладают ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.
Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.
Шкала Уд: удовлетворенность—неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации).
Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать выбор, в котором слышен голос собственного Я. Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.
Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не Раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости сделать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к амому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит.
Контрольная шкала
Шкала По: «положительный—отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.
Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную его адекватность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.