-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
Низшая ступень мыслилась И. Шультцем как подготовительная: чтобы привлечь внимание пациента к его глубинным жизненным проблемам, нужно сначала снять его подавленность или возбудимость, устранить разнообразные болевые и дискомфортные ощущения, т. е. переключить его внимание с болезненных симптомов на внутренние причины их появления у пациента. Именно на решение этих задач и нацелена низшая ступень AT. Благодаря ее применению нормализовались физиологические процессы и эмоциональная сфера пациентов. Низшая ступень получила признание в разных странах сначала в сфере медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве. В связи с этим термин «аутогенная тренировка» ассоциируется именно с ней, и далее он именно так и будет применяться.
В структурном плане методика AT состоит из семи последовательно разучиваемых упражнений. Каждое из них предполагает воздействие на определенную систему органов или орган. Это создание У себя установки на отдых и расслабление; глубокое расслабление двигательных поперечно-полосатых мышц (вызывание ощущения тяжести в теле); расслабление гладких мышц кровеносных сосудов (вызывание ощущения тепла); формирование успокаивающей структуры ч ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, ощущение Изменения веса тела в такт дыханию); снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение акцентированного тепла в левой руке и левой половине грудной клетки); активизация системы парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности активизацию пищеварительных процессов (глубинное тепло в области живота); устранение пм пертонуса мышц кровеносных сосудов мозга (легкая прохлада в области лба).
Все упражнения AT осваиваются обучающимися самостоятельна и разучиваются последовательно, одно за другим. Принято считать] что в среднем одно упражнение требует 3-разовых тренировок ежедневно в течение двух недель. Некоторые немецкие психотерапевты (Oderich, 1978) рекомендуют своим пациентам заниматься до 15 раз в день! Столь высокая «интенсивность» тренировок не должна приводить обучающегося в уныние: длительность каждой отдельной «тренировки»в каждом конкретном случае обусловлена только уровнем развития внимания у обучающегося. Тренировка продолжается до тех] пор, пока внимание обучающегося свободно, без волевых усилий, как бы само собой удерживается на ощущениях от тела. Й. Шультц специально подчеркивал необходимость для успешной релаксацииi именно пассивного, а не натужно-волевого сосредоточения на ощу-j щениях. Более того, волевое напряжение — это прямой путь прочь от] релаксации: принципиально невозможно «взять себя за горло» и заставить расслабиться. С точки зрения методики AT это положение! реализуется в том, что сначала обучающего курса длительность самостоятельного занятия AT может составлять всего 1-5 мин.
Начинать самостоятельное изучение расслабления лучше в комфортных внешних условиях (например, лежа в постели непосредственно перед сном, либо сразу после просыпания). Днем комфортными оказываются следующие условия: тишина и полумрак в помещении, где проводится тренировка, свежесть и прохлада воздуха (но при отсутствии сквозняков), кресло с высокой спинкой и подлокотниками. При этом вопреки обыденным представлениям, кресло не должно быть абсолютно мягким. Более того, из опыта лечебной гимнастики известно, что определенного рода жесткая поверхность, на которой сидит человек, приводит к лучшему и более быстрому расслаблению мышц.
В литературе дискутируется вопрос о том, какое положение тела наиболее способствует мышечному расслаблению. По нашему мнению, здесь можно сформулировать один общий принцип: поскольку для расслабления желательно отвлечь внимание обучаемого от внешнего мира и надежнее зафиксировать его на внутренних ощущениях, 1 положения рук, ног и всего тела должны быть несколько непривычны, например: ладони, положенные тыльной стороной кверху; руки, «закинутые» за голову при расслаблении лежа и т. д. Такое несколько непривычное расположение тела делает более интенсивными телесные ощущения и тем самым (опосредованно) способствует релаксации.
Упражнениям AT соответствуют словесные формулы: «Я абсолютно спокоен», «Моя правая рука тяжелая», «Моя правая рука теплая», «Мне дышится свободно и легко», «Сердце бьется спокойно и ровно», «Солнечное сплетение излучает тепло», «Мой лоб приятно прохладен». На занятии каждая формула мысленно, размеренно и неторопливо проговаривается обучаемым 6-8 раз подряд с небольшими паузами.
Формулы второго и третьего упражнения изменяются по мере их усвоения в следующем порядке: «Моя правая рука тяжелая»?«Мои руки тяжелые»?«Мои руки и ноги тяжелые»?«Все мое тело тяжелое». Аналогичная последовательность затем реализуется и при вызывании ощущения тепла. В обоих этих упражнениях И. Шультц рекомендовал начинать тренировку с правой руки для правшей, объясняя это тем, что мышцы ведущей руки лучше ощущаются.
К следующему упражнению целесообразно переходить только при полном усвоении предыдущего. Упражнение считается усвоенным, если соответствующее ему ощущение вызывается обучающимся быстро, переживается отчетливо и является устойчивым к различным помехам: внутренним (посторонние мысли и переживания, неудобство позы) и внешним (шум, свет). Если суммировать средние сроки овладения упражнениями, окажется, что курс обучения низшей ступени AT укладывается в среднем в 3-4 месяца регулярных самостоятельных тренировок.
Действия, рекомендуемые в AT для того, чтобы вызвать мышечное расслабление, весьма просты: принять удобную, максимально Расслабленную позу, по возможности отбросить на короткий период занятия все посторонние мысли; закрыть глаза, сосредоточив все внимание на ощущениях от тела; проговаривать мысленно стандартные формулы (фразы) AT; представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой в ответ на объективно сложившуюся ситуацию. Так, например, истинная «релаксационная» тяжесть — это тяжесть в мышцах после целого дня интенсивной и приятной физической работы; «релаксационное» тепло — ни что иное, как тепло в руках, опущенных в ванну с горячей водой или лежащих под лучами яркого летнего солнца; тепло в области живота, появляющееся у человека, когда он озябший и усталый пришел с улицы и плотно пообедал.;
При анализе методики AT обращает на себя внимание ее научная строгость и обоснованность, внешняя простота, логичность структуры. Каждое упражнение ориентировано на конкретную физиологическую функцию и имеет свое ощущение-индикатор, по которому обучаемый может легко установить наличие или отсутствие у себя желательных физиологических изменений. Сначала предлагаются для разучивания те упражнения, результаты которых ощущаются наиболее ярко, затем — не столь отчетливо ощущаемые. Вначале это те, в исполнении которых у каждого человека и так есть некоторый личный опыт (например, расслабление мышц рук), потом другие, где’ возможности произвольного упражнения у большинства людей близки к нулю. Первыми предлагаются упражнения, вносящие максимальный вклад в состояние общей расслабленности, а затем те, что( придают важные, но все же частные штрихи вызыванию и формированию этого состояния.
Обобщая сказанное о структуре AT, можно сделать вывод: главная заслуга И. Шультца заключается не в создании совершенно новой сверхоригинальной методики самовоздействия, а в соединении ранее уже известных приемов в научно обоснованную, логически: стройную систему, доступную для освоения практически любому человеку и позволяющую самостоятельно и целенаправленно влиять на собственное психофизиологическое состояние и, следовательно, на работоспособность, самочувствие и здоровье.
Психофизиологические механизмы методики мышечной релаксации
Каждое упражнение AT направлено на нормализацию той или иной физиологической функции. Однако действительная конечная цель тренировок не сводится к простой сумме благоприятных изменений в некотором наборе физиологических функций. Каждое упражнение становится ступенькой к достижению целостного психофизиологического состояния, которое характеризуется переключением всех процессов в организме и психике человека на восстановление энергетических ресурсов. Данное состояние по своей психофизиологической сути является антиподом стресса и будет обозначаться нами в дальнейшем как релаксационное, поскольку его методическую «мишень», а также и физиологическую основу составляет генерализованное и глубокое мышечное расслабление.
Реальность существования целостного релаксационного состояния (PC) обнаруживается при анализе и обобщении литературных данных об эффективности применения AT. В результате обучения ему, а также вообще любым средствам воздействия на состояние человека, опирающимся на глубокое мышечное расслабление, регистрируются психофизиологические последствия, легко распадающиеся на три основные группы:
1.Снятие разноплановых проявлений эмоциональной напряженности, которое целесообразно обозначить как «эффект успокоения».
2.Ускорение восстановительных процессов как в сфере психических, так и в сфере физиологических процессов, т. е. «эффект восстановления».
3.Повышение на фо»не состояния релаксации чувствительности психофизиологических процессов к словесному или образному самовоздействию или воздействию извне, со стороны специалиста, проводящего занятие AT («эффект программируемое™»).
PC представляет собой естественное, врожденно присущее каждому человеку состояние, обеспечивающее переход от активного бодрствования ко сну и максимально быстрое восстановление сил. В обыденной жизни PC возникает рефлекторно, само по себе, независимо от степени информированности человека о его существовании или владения приемами релаксации, при сочетании трех условий:
1.Наличие у человека достаточно высокого уровня физической или нервной усталости и соответственно физической потребности в отдыхе.
2.Отсутствие различных внешних побуждений быть активным (яркий свет, шум, включенность в какую-либо деятельность).
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36