-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
Методика АСС (приложение 31.3) направлена на оценку субъективного самочувствия и наличия соматических жалоб у пострадавших. Показатель АСС в 6 стэнов и более при отсутствии или наличии единичных жалоб указывает на удовлетворительное функциональное состояние. Снижение показателя до 3-5 стэнов в сочетании с жалобами на состояние здоровья свидетельствует о наличии пограничных функциональных состояний. Значение, равное 1-2 стэнам, в сочетании с большим количеством жалоб на состояние здоровья отражает неудовлетворительное функциональное состояние организма военнослужащего.
Оценка физиологических резервов организма осуществляется с помощью стандартных нагрузочных проб Штанге и Генча (приложение 31.4). Интегральная оценка в 6 стэнов и более соответствует удовлетворительному функциональному состоянию организма. Cужение показателя до 3-5 стэнов — пограничный уровень резервных возможностей. Интегральный показатель в пределах 1 -2 стэнов указывает на неудовлетворительное состояние физиологических резервов организма военнослужащих.
Результаты психологического и психофизиологического обследования пострадавших служат основой для принятия решения о необходимости проведения мероприятий психологической коррекции с той или иной группой пострадавших. Как правило, лица, отнесенные к первой группе психического здоровья, в психотерапевтических мероприятиях не нуждаются, лица же второй группы, наоборот, нуждаются в них. Соответствующие третьей группе также нуждаются в этом, но им целесообразно пройти контрольный осмотр у, врача-психиатра, поскольку своевременное оказание не только психологической, но и специализированной медицинской помощи позволяет избежать тяжелых последствий, вызванных психотравмирующими обстоятельствами.
Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий при массовой психической травматизации
Проведение психокоррекционных мероприятий при массовой психической травматизации, вызванной воздействием различных экстремальных факторов, существенным образом отличается от оказания психотерапевтической помощи в обычных условиях. Эти отличия заключаются в том, что число нуждающихся существенно превосходит возможности психологов. Поэтому предпочтение следует отдавать групповым методам психотерапии, что, однако, не умоляет значимости и индивидуальных способов оказания психотерапевтической помощи. Кроме того, места (помещения), в которых проводятся такие мероприятия, как правило, не имеют соответствующего оборудования.
Показаниями к осуществлению психокоррекционных мероприятий служат результаты психологического обследования. Наличие выраженной невротической симптоматики (повышенный уровень тревоги, контролируемое чувство страха, вегетативные дисфункции, расстройство ночного сна, снижение порогов переносимости различных негативных факторов окружающей среды, астено-депрессивные, сенесто-ипохондрические и психосоматические проявления и др.) свидетельствует о снижении функционального и психического состояния человека, гтри массовой психической травматизации, вызванной воздействием факторов экстремальной обстановки, чаще других регистрируются астенические и астено-депрессивные состояния, проявляющиеся в чувстве повышенной утомляемости, истощаемости, слабости, утраты способности к продолжительному физическому или умственному напряжению, аффективной лабильности с преобладанием сниженного настроения и слезливости, раздражительной слабости, частых головных болях, расстройствах сна, гнетущей безысходной тоски, восприятии своего окружения и своего будущего только в мрачном свете, двигательной заторможенности, отсутствии мотивации к деятельности, наличии суицидальных мыслей.
Поэтому основной целью психологической и фармакологической коррекции пострадавших, в таких условиях будет:
снижение уровня тревоги и нервно-психического напряжения;
формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в своих силах;
оптимизация функционального состояния организма.
Наиболее оптимальные методы коррекции психического и функционального состояния пострадавших от воздействия психотравмирующих факторов экстремальной обстановки — рациональная психотерапия (как правило, проводится индивидуально), активная и пассивная мышечная релаксация (осуществляется как в составе группы, так и индивидуально; приложение 31.5), а также индивидуальное применение психофармакологических препаратов.
При осуществлении мероприятий психологической коррекции целесообразно проводить не менее 3 сеансов, наибольший же эффект достигается при проведении 5-6 сеансов. Эти мероприятия можно проводить в любом помещении и даже на открытом воздухе при температуре +15 °С и выше.
Следует отметить, что психофармакологическая коррекция осуществляется врачем-психиатром! Как правило, психолог, не имеющий специальной подготовки, не должен использовать фармакологические препараты. Соответственно ему нужно принять меры к тому, чтобы в случае необходимости пострадавший был направлен на осмотр к психиатру. Признаками психотических реакций служат эксплозивные или ступорозные проявления, аутизм или чрезмерная агрессивность, психопатические черты и социальная дезадаптация, деперсонализация, наличие галюцинации и др.
В заключение следует отметить, что указанный выше порядок paJ боты психологов, оказывающих помощь пострадавшим в результате! воздействия психотравмирующих факторов, порожденных экстре-! мальными ситуациями, не исключает творчества специалиста. Эт особенно справедливо в отношении проведения психологической коррекции и психотерапии. Известно, что у большинства практикующие психологов есть свои, наиболее излюбленные, методы оказания пси-; хотерапевтического воздействия на пациента (клиента). Все наиболее любимые или наиболее отработанные методы могут быть использованы и при оказании массовой психологической помощи пострадавшим в условиях воздействия факторов экстремальной обстановки. Однако при этом нужно соблюсти важнейший принцип: оказанное воздействие не должно наносить вреда человеку, поскольку в подобных условиях любая ошибка психолога может иметь крайне негативные последствия.
Контрольные вопросы
1.Дайте общую характеристику чрезвычайных ситуаций.
2.Назовите основные этапы организации мероприятий по оказанию психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
3.Дайте общую характеристику поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях.
4.Что вы знаете о психогенных расстройствах, возникающих при экстремальных ситуациях?
5.Каковы психические механизмы психогенных нарушений в экстремальных условиях?
6.Расскажите о методике оценки психического состояния пострадавших, нуждающихся в специализированной психологической помощи.
7.Расскажите об общих принципах осуществления психокоррекционной и психотерапевтической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
8.Расскажите о структуре предназначении методики «Адаптивность».
9.Что вы знаете о методиках оценки функционального состояния человека?
10.Расскажите об методах пассивной и активной мышечной релаксации.
Приложение 31.1
МЕТОДИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
1. Общие сведения о тесте и его теоретических основах
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида с помощью оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, которые отражают интегративные особенности психического и социального развития. Используется для решения задач профессионального психологического отбора и психологического сопровождения профессиональной деятельности в экстремальных условиях, а также для прогнозирования последствий воздействия, оказываемого психотравмирующими факторами экстремальных ситуаций на психическое и соматическое здоровье людей.
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) — инструмент специалистов с различным уровнем подготовки. В зависимости от этого интерпретируются результаты тестирования — от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики. Теоретической основой теста выступает представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям физической и социальной среды, затрагивающего все уровни функционирование организма и личности. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, а также от функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и определяют успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельности. На основании анализа данных научной литературы и мнения специалистов-экспертов в области психодиагностики, а также по результатам экспериментальных исследований к таким характеристикам могут быть отнесены: уровень нервно-психической устойчивости и поведенческая саморегуляция; коммуникативные качества; степень ориентации на общепринятые морально-нравственные нормы поведения. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Вместе с тем можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также определить «относительный интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствия этому интервалу психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал — важнейшую интегративную характеристику психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой1 регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36