-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
12. Здоровье, благополучие родственников
12.1 Здоровье детей
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
плохое прекрасное
12.2. Здоровье жены/мужа
0_ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
плохое прекрасное
13. Оцените состояние своего здоровья
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
очень плохое очень хорошее
14. Оцените свое душевное состояние в последнее время
0 10_ 20 30 40 50 60 70 80 90 100
еньплохое очень хорошее
15. Оцените в целом, как складывается ваша жизнь
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Плохо очень хорошо
Приложение 22.3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Все факторы образа жизни делятся на две группы. Одни существуют объективно, например размеры жилой площади. Другие факторы оцениваются субъективно, например удовлетворенность этой жилой площадью. Для здоровья желательно улучшать и объективные и субъективные условия. Однако если потребуется выбирать одно из двух, то важнее и дороже душевное благополучие.
1.Оцените свой уровень качества жизни
2.Изучите выявленные у вас неблагоприятные факторы. Укажите степень отклонения от нормы в баллах:
1)
2)_________________________________________
3)________________________________________
4)
3. Выберите неблагоприятные факторы, с которыми удобнее и быстрее
вы можете справиться:
Если вы знаете, как можно устранить неблагоприятные факторы, делайте это самостоятельно. Если не знаете или возникает много проблем, обязательно обратитесь за помощью к психологу. Устраняя неблагоприятные условия, старайтесь не травмировать психику. Если устранить их невозможно, тогда измените к ним отношение. Научитесь смотреть на недостижимые цели спокойнее. Не ставьте их на первое место среди жизненных ценностей. Найдите другую, не менее увлекательную цель, которая способна вытеснить нерешенную заботу на второй план.
Рекомендуемая литература
Гуидаров И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни. М., 1991. С. 28-59.
Куликов Л. В. Осознание здоровья как ценности. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2000. С. 240-284; 405-442.
Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М.. Сов. Россия, 1986. С. 138-163.
Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.. Речь, 2002. С. 79-103.
Петлепко В. П.,ДавиденкоД. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: БПА, 1998. С. 53-88.
Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников
А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк
Назначение методики. Общее назначение состоит в следующем:
выяснить, какой образ жизни ведут старшеклассники и насколько их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна—бодрствования, режим труда—отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки;
выяснить, какие представления о здоровье сформированы в сознании учащихся (уровень понимания здоровья, самооценка здоровья, прогноз в отношении ЗОЖ).
Частное назначение таково:
заставить учащихся задуматься над тем, что такое «здоровье» и что значит «быть здоровым»;
помочь им осмыслить свой ОЖ;
ознакомить учащихся с основами ЗОЖ;
помочь им выработать цели, касающиеся своего ОЖ на будущее. ‘
Возраст тестируемых. Учащиеся средней и старшей школы (в возрасте 11-15 лет), а при небольших изменениях опросника — лица любого возраста, но не моложе 10 лет.
Форма тестирования. Индивидуальная и групповая (один школьный класс), на бумажных носителях.
Время тестирования. 30 мин, разброс — ±10 мин.
Необходимое оборудование. Бланки опросника (приложение 23.1), ручка с темной пастой, ПЭВМ с программным обеспечением Microsoft Excel-97 или более поздних версий, файл Miss OZH (по поводу файла обращаться на факультет психологии СПбГУ к доценту А. С. Галицкому, ел. тел. 328-94-08, e-mail: antongal@rambler.ru).
Инструкция тестирующему. Испытуемым требуется правильно заполнить опросник. Методика включает вопросы различной формы. Поэтому необходимо уточнить у испытуемых, поняли ли они, как следует отвечать, а затем во время проведения тестирования проследить правильность заполнения опросника.
Перед началом тестирования нужно сделать небольшое вступление:
Поданным Минздрава России, за последние годы только 1-3% детей рождаются абсолютно здоровыми. Этому способствуют многие факторы — неблагоприятная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, тяжелые, нестабильные социально-экономические условия, скрытые формы различных болезней и многое другое. Несмотря на это, люди в течение жизни, как правило, не сохраняют и не поправляют свое здоровье, а, наоборот, ухудшают его. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние его образ жизни, т. е. его поведение и деятельность.
Испытуемым предлагается следующая инструкция:
Ответьте, пожалуйста, на 57 вопросов, касающихся вашего образа жизни. Просьба ничего не придумывать и описывать ваше реальное поведение как можно искренне. Это поможет получить наиболее достоверные результаты обследования, а вам лучше узнать самих себя. Ваши индивидуальные ответы будут обсуждаться строго конфиденциально с педагогом-психологом, а групповые — все вместе.
Вопросы сформулированы таким образом, что предусматривают различные формы ответов:
ваш ответ в свободной форме;
предложены варианты ответов: а), б), в), г) и д); внимательно прочтите все варианты ответов и обведите ту букву, под которой стоит нужный вам ответ;
предложена таблица; внимательно просмотрите ее всю и поставьте галочки в нужных вам графах; в графу «Другое» можно вписать свой вариант ответа, если он не Предусмотрен, но необходим вам.
Инструкция для первичной обработки тестовых материалов. Ответы испытуемых необходимо подвергнуть экспертному оцениванию в соответствии с указаниями, содержащимися в приложении 23.2.
Инструкция для математико-статистической обработки данных (компьютерный вариант):
1.Войти в файл Miss OZH (версия Excel 97 или более поздние).
2.Занести в строку первого испытуемого, в соответствующие столбцы, — результаты экспертных оценок или данных, указанных испытуемыми.
3.То же самое проделать с данными всех остальных испытуемых.
4.Система автоматически подсчитает суммы баллов каждого испытуемого, построит для всей группы 5-балльные квалиметрические шкалы, выставит оценки.
5.Полученные данные перенести путем копирования на другой лист той же книги, формируя «Итоговый протокол» необходимой степени подробности.
Интерпретация полученных данных. Учащиеся, получившие оценки «5» и «4», ведут здоровый образ жизни. Те, кто получил «1» и «2» балла, имеют серьезные проблемы. Получившие оценку «3» занимают середину.
Рекомендации и обратная связь. Учащиеся, получившие оценки «2» и «1», нуждаются в серьезной коррекции в форме специального тренинга. Тем, кто получил балл «3», требуются разъяснения и/или консультации по отдельным параметрам ЗОЖ.
Контрольные вопросы
1.Каково общее и частное назначение методики, представленной в данном занятии?
2.Для какого возраста предназначена данная методика?
3.Какова градация энергетической ценности продуктов питания по Биркер-Бреннеру и какие продукты относятся к каждой из градаций?
4.В чем суть квалиметрического подхода к измерению параметров образа жизни людей?
Приложение 23.1 ОПРОСНИК «ОБРАЗ ЖИЗНИ школьников»
15. Какое блюдо вы можете приготовить сами?
________________________________________________________________________________________
16. Практикуете ли вы какие-либо виды:
а) поста (если да, то какие]___________________________________________________
б) лечебного голодания [если да, то какие]_____________________________________
в) дозированного голодания (если да, то какие] ___________________________
17 Соблюдаете ли вы какие-либо диеты:
а] связанные с духовными целями;
б] с целью коррекции веса;
в] связанные со спортивными тренировками.
18. Во время еды вы обычно:
а) смотрите телевизор;
б) слушаете радио;
в) читаете;
г) прослушиваете магнитофонные записи;
д) разговариваете.
19. Используете ли вы лекарственные вещества с целью коррекции веса, какие?
_______________________________________________________________________
III
20. Вы учитесь:
а) легко, без особых усилий;
б) спокойно, но нужно потрудиться;
в) с большой затратой усилий и времени;
г) с перенапряжением;
д) на грани срыва.
21 Что вы чувствуете обычно в конце учебного дня:
а) интерес, желание продолжить учебу;
б) удовлетворение проделанной работой;
в) облегчение, что все закончилось,
г) разочарование, недовольство собой;
д) усталость, нежелание учиться.
22. Хотелось бы вам:
а) узнать еще больше и быстрее;
б) получить более подробную информацию по интересующим вас предметам;
в) продолжить обучение в том же режиме;
г) уменьшить темп получения учебной информации;
д) сократить темп обучения и количество учебного материала.
23. Как долго вы задерживаетесь в школе для выполнения внеклассной работы?_
24. Сколько времени в среднем уходит у вас на выполнение домашнего зада н и я ?
25. Успеваете ли вы сделать все домашние задания:
а) успеваю полностью;
б) успеваю частично;
в) не успеваю.
26. Какие факультативы, кружки, секции вы посещаете?
___________________________________________________________________________________________
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36