-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
Вводные замечания. Понимание «качества жизни» неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это воспринимается отдельным человеком14
Выделяют следующие составляющие качества жизни:
демографические (работа, уровень дохода, образование и др.);
социальные (активное участие в общественной жизни, степень удовлетворенности работой и своим местом в обществе);
психологические (эмоциональное состояние, наличие или отсутствие психических заболеваний, интеллектуальные способности индивида, способность достигать поставленных перед собой целей и задач, степень сексуальной активности и т. д.);
физические (работоспособность, мобильность, способность выполнять повседневную работу, обслуживать себя);
духовная жизнь индивидуума.
Можно выделить три подхода к оценке качества жизни:
1.В общем смысле это оценка самых различных сторон жизни человека, связанных не только с состоянием его здоровья, но и с условиями жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, домашней обстановкой, окружением, социальными условиями.
2.В медицинском смысле это те показатели, которые связаны с состоянием здоровья индивидуума (показатели временной нетрудоспособности, инвалидности и др.)
3.Под термином «собственно качество жизни» подразумевается субъективная оценка своего благополучия в физическом, психологическом и социальном аспектах.
Таким образом, оценка качества жизни включает как объективные, так и субъективные показатели.
К первым можно отнести следующие: удовлетворенность бытовыми условиями жизни, характером выполняемой работы, финансовым положением, возможностью повышения образовательного уровня, профессионального роста, сексуальными отношениями, социальной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состоянием и жизнью в целом.
При изучении здоровья работающих используются субъективные оценки, особенно они надежны при оценке здоровья женщин, которые более бережно и внимательно относятся к своему здоровью. Исследования показывают, что субъективные оценки собственного здоровья не имеют заметных различий у рабочих, инженерно-технических работников и врачей15.
Для изучения самооценки качества жизни можно использовать опросник, разработанный в Научно-исследовательском центре профилактической медицины (ВНИЦ ПМ; программа ЭСКИЗ — экспертная система коррекции индивидуального здоровья)16. Он включает 15 вопросов, касающихся различных параметров качества жизни. Оценка качества здоровья производится с позиций единства физических, психических и социальных составляющих, поэтому используется метод трех шкал — физической, психической и социальной удовлетворенности.
Оцениваются следующие параметры качества жизни:
1.Материальный достаток (общее благосостояние семьи; личный заработок).
2.Жилищные условия (размеры жилой площади; благоустроенность квартиры).
3.Район проживания (климатические, экологические, бытовые условия).
4.Семья.
5.Питание (разнообразие потребляемых продуктов, количество пищи).
6.Сексуальная жизнь.
7.Отдых (сон, физическая активность).
8.Положение в обществе.
9.Работа (отношения с руководителем, отношения с коллегами, профессиональный рост, удовлетворенность своей работой).
10.Духовные потребности.
11.Социальная поддержка.
12.Здоровье родственников (детей, мужа/жены).
13.Состояние своего здоровья.
14.Душевное состояние в последнее время (настроение, характер, переживания, удовлетворенность собой).
15.В целом жизнь (работа, семья, бытовые условия, возможность отдохнуть).
Цель занятия. Овладение методикой по оценке качества жизни.
Оснащение. Листы бумаги А-4; ручка; методика по оценке качества жизни. В данную методику входят: опросник по оценке качества жизни (приложение 22.1), таблица для подсчета результатов (приложение 22.2), образец написания заключения по оценке качества жизни (приложение 22.3).
Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Чтобы ответы можно было измерить количественно, предлагаются шкалы по 100 баллов. 0 баллов означает очень плохое состояние, а 100 баллов — очень хорошее состояние. Обведите цифру, соответствующую вашему состоянию дел. Необходимо отвечать так, как это с вами бывает в типичных случаях, наиболее часто. Старайтесь отвечать искренне.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается средний балл для каждой шкалы (15 шкал) и заносится в таблицу (приложение 22.2). В зависимости от ответа для каждой шкалы выделяется уровень качества жизни:
от 61 до 100 баллов — нормальное качество жизни;
от 31 до 60 баллов — сниженное качество жизни;
от 0 до 30 баллов — низкое качество жизни.
Затем подсчитывается средний балл всех параметров качества жизни, который также заносится в таблицу, после чего выявляется уровень качества жизни в целом.
Полученные результаты оценки качества жизни анализируются, после чего пишется заключение (приложение 22.3).
Контрольные вопросы
1.Что понимают под качеством жизни?
2.Выделите основные составляющие качества жизни.
3.Назовите подходы к оценке качества жизни.
4.Какие показатели позволяют оценить качество жизни?
Приложение 22.1 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
1. Деньги, материальный достаток
1.1. Довольны ли вы благосостоянием вашей семьи
совершенно нет полностью да
1.2. Довольны ли вы своим личным заработком
совершенно нет полностью да
2. Квартира, жилищные условия
2.1 Довольны ли вы размерами жилой площади
совершенно нет полностью да
2-2. Довольны ли вы благоустроенностью квартиры (мебель, бытовые приборы и т. д.]
0_ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
3- Экология, быт в районе проживания
3.1.- Довольны ли вы климатическими условиями в месте проживания (ветер, влажность, температура и т. д.)
0__ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
3.2. Довольны ли вы экологическими условиями в месте проживания
(шум, пыль и т. д.}
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
3.3. Довольны ли вы бытовыми условиями в месте проживания (магазины, услуги и т. д.)
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
4. Семья
4.1 Насколько вы считаете свою семейную жизнь счастливой
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
5. Питание
5.1 Довольны ли вы разнообразием потребляемых продуктов питания
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
5.2 Довольны ли вы количеством пищи, потребляемой за сутки
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
6. Любовь, сексуальные чувства
6.1 Довольны ли вы своей сексуальной жизнью
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
7. Развлечения, отдых, спортивные занятия
7 1 Довольны ли вы своим суточным сном
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
7.2. Довольны ли вы своей физической активностью
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90__100
совершенно нет полностью да
8. Положение в обществе
8.1. Довольны ли вы своим положением в обществе
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
не удалось достичь ничего удалось достичь много
9. Работа
9.1 Отношения с руководителем
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
плохие великолепные
9.2 Отношения с коллегами по работе
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
плохие великолепные
9.3. Возможность профессионального роста или продвижения по службе
0_ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
никакой перспективы перспектива прекрасная
9.4 Удовлетворенность своей работой
0_ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
никакого удовлетворения полное удовлетворение
10. Духовные потребности
10.1. Считаете ли вы свою жизнь духовно богатой (литература, искусстве природа и т. д.)
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
духовно бедная духовно богатая
11. Социальная поддержка
11.1 В случае серьезных неприятностей можете ли вы рассчитывать на поддержку семьи, родственников, друзей?
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно не могу могу рассчитывать, как на себя
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36