-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
Чтобы определить степень субъективной прагматической успешности по указанным 7 пунктам САН, вычисляется суммарная оценка! состояния: складываются баллы, набранные обучаемым по каждой! паре определений. Зачеркивание цифры «3» у негативного полюса ‘ пары приравнивается 1 баллу, цифры «3» у позитивного полюса —71 Остальные цифры преобразуются соответственно в 2, 3, 4, 5 и 6 баллов. Для удобства и наглядности результатов вычисляется средний | балл по всем 7 позициям. Понятно, что самооценки состояния, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном психическом | состоянии обучаемого, ниже 4-х — о неблагоприятном.
На большой выборке молодых, здоровых, отдохнувших испытуемых авторы анкеты САН установили: со статистической точки зрения нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 балла, я В этой связи можно считать, что, если среднегрупповая оценка со- 1 стояния после сеанса оказалась ниже 5 баллов, успешность занятия I невысокая, если же более 5,5 — высокая. Видимая простота такого 1 вычисления, как оказалось, таит в себе существенный изъян: оно не учитывает исходного состояния обучаемого.
На рисунке в приложении 29.4 показана эмпирически найденная зависимость состояния после релаксации от того, что было до нее. 1 Из этого графика следует: оценка успешности должна производиться обязательно с учетом того, каким обучаемый пришел на занятие. Если самооценка состояния обучаемого после занятия окажется расположенной выше штриховой линии графика, это значит, что для данного человека занятие оказалось очень успешным; если между штриховой и сплошной линиями — успешность средняя; если ниже сплошной линии, — неуспешным.
К оценке субъективной успешности сеанса можно также отнести и сокращение числа жалоб на самочувствие от начала к концу занятия.
К устойчивым последствиям курса обучения на физическом уровне относятся прежде всего показатели здоровья в медицинском отношении (Нестеров, Филимоненко, 1981; 1982). Показано, что 8-месячные курсы AT в условиях производства при 2-3-разовых занятиях в неделю сокращают среднюю заболеваемость у обученных релаксации работников на 35% (согласно количеству больничных листов) и на 45% (согласно числу дней трудопотерь). Наиболее сильно заболеваемость снижается относительно язвенной болезни желудка, несколько меньше — ишемической болезни сердца и прочих сердечно-сосудистых заболеваний. На третьем месте находятся нервно-психические расстройства, сократившиеся на 33% от исходного числа, регистрируемого по больничным листам. Следует отметить, что все эти результаты получены с помощью варианта AT, не имевшего прямой медицинской направленности.
К устойчивым последствиям использования навыков релаксации следует отнести и модификацию проявлений свойств нервной системы благодаря длительному курсу AT При использовании кинематометра и процедуры диагностики свойств нервной системы (по Е. П. Ильину) было установлено, что AT способствует сдвигу оценок к средней подвижности возбуждения, уравновешенности нервных процессов по внешнему балансу.
С тем чтобы изучить устойчивые изменения психической сферы обучаемых, были сопоставлены данные по методикам Айзенка, Спилбергера и Кеттелла до и после длительного курса AT В качестве ведущих изменений отмечено снижение тревожности и нейротизма. Статистически значимые сдвиги в сторону большей эмоциональной уравновешенности отмечены по факторам О (самоуверенность — чувство вины), С («эмоциональная неустойчивость—устойчивость»), Q4 (расслабленность—фрустрированность), а также повышение способности к самоконтролю Q3 (плохой самоконтроль—хороший самоконтроль). В качестве вторичного следствия от повышения эмоциональной устойчивости можно также ожидать, что в группах людей, посещающих занятия AT длительное время, будет отмечено улучшение эмоциональной составляющей социально-психологического климата.
Нельзя не упомянуть о целесообразности использования для оценки успешности обучения AT цветовую методику М. Люшера. Как известно, результаты тестирования по цветовой методике являются достаточно устойчивыми на коротких интервалах времени и постепенно изменяются на длительных в меру устойчивых изменений нервно-психического состояния обследуемого. По итогам психотерапии больных неврозами, ядром которой была аутогенная тренировка, обнаружилась специфическая последовательность цветовых предпочтений, обозначенная Люшером как «аутогенная норма цветовых предпочтений». Раскладка испытуемым цветовых карточек в соответствии с аутогенной нормой обнаруживает внутренне неконфликтного, ненапряженного, неутомленного, ориентированного на Продуктивную активность и с оптимизмом смотрящего в будущее человека.
Способы числовой оценки цветовых предпочтений изложены в Работе Филимоненко Ю. И., Юрьева А. И., Нестерова В. М. (1982).
Нормированные оценки показателей «суммарное отклонение от аутогенной нормы» И «вегетативный коэффициент», которые полезный для определения успешности обучения релаксации, приведены в приложении 29.5 (Рыбников и др., 1994). Эти оценки рассчитаны на] большой выборке. Значение в 4 стандартных балла соответствует! здесь среднестатистической норме, т. е. тем значениям, которые чаще! всего встречаются в случайной выборке обследуемых. Баллы 3 и 5{ являются незначительными отклонениями от средней нормы, 2 Hi 6 — значительными, 1 и 7 — исключительно значительными. Наибо-1 лее благоприятными для интенсивной и эффективной деятельности считаются значения СО, близкие к нулю, и значения ВК, располагающиеся в диапазоне 1,0-1,5 балла.
Контрольные вопросы
1.Какие практические наблюдения Й. Г. Шультца стали основой методики аутогенной тренировки?
2.Каковы основные психофизиологические последствия глубокого | мышечного расслабления?
3.Каковы функции проговаривания словесных формул в аутогенной тренировке?
4.В каких направлениях модифицировалась аутогенная тренировка при ее внедрении в различные виды трудовой деятельности?
5.Какую из двух методик (анкета САН или цветовой тест Люшера) целесообразно использовать для оценки успешности отдельного сеанса мышечной релаксации?
Приложение 29.1
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ КУРСА МЫШЕЧНОЙ
РЕЛАКСАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ЧАСТИ
Для более точного понимания ведущим методического оснащения AT следует сделать важное предварительное замечание. Как указывалось выше, целостное релаксационное состояние, которое характеризуется переключением всех процессов в организме и психике человека на восстановление энергетических ресурсов, является естественным для организма и не нуждается в произвольном «стимулировании» и «подталкивании», а возможно, и не допускает их. Суть методики AT состоит в том, чтобы научить сознание человека устранять препятствия на пути спонтанного процесса релаксации, по сути — не мешать своему организму эффективно восстанавливать энергоресурсы.
Однако с точки зрения процедуры обучения целесообразно ненавязчиво и в разных формах закреплять активную и ответственную позицию обучаемого в отношении овладения приемами релаксации. Только в связи с этой задачей (а не исходя из сущности релаксационного состояния} в последующем тексте (и соответственно в речи ведущего) используются выражения, наподобие таких: «вызывание релаксационных ощущений» и «вызывание релаксации».
В классической методике AT первым упражнением тренинга служит предварительная настройка на расслабление с помощью повторения формулы «Я совершенно спокоен». Согласно Шультцу, устойчивое сосредоточение внимания на этой формуле должно постепенно переключать обучаемого на путь успокоения, угасания эмоций, подготовки к последующим упражнениям AT По нашему мнению, такое начало тренировок не вполне оправдывает себя как минимум по двум причинам:
1.Человек, способный сказать себе несколько раз: «Я совершенно спокоен» и после этого действительно успокоиться, вряд ли нуждается в некоем специальном обучении психической саморегуляции, поскольку уже обладает самой важной способностью — произвольно изменять свои эмоции.
2.Поскольку к необходимости изучения приемов AT обучаемых, скорее всего, подталкивают такие особенности, как тревожность, возбудимость, раздражительность (т. е. откровенное отсутствие спокойствия), выполнение первого упражнения классическим путем вызывает у большинства обучаемых большие и совершенно ничем не оправданные затруднения — именно успокаиваться-то они и не умеют!
Дабы устранить подобные затруднения, первое занятие AT целесообразно начинать с расслабления мышц лица. Они имеют исключительно подробную представленность в коре головнрго мозга. В результате тщательных электрофизиологических исследований установлено: чем большим значением для жизнедеятельности организма обладает та или иная часть тела, тем обширнее ее проекция в коре головного мозга и тем большее количество нервных клеток участвуют в иннервации данной части тела. Благодаря исследованиям психофизиолога Пенфильда установлено, что проекции туловища, бедра или плеча в коре мозга занимают относительно небольшую площадь; рук и особенно ладоней — существенно большую; лица же — еще большую.
Кроме того, важно помнить, что всякое эмоциональное напряжение фиксируется, «застревает», прежде всего именно в виде устойчиво повышенного тонуса тех или иных лицевых мышц (сдвинутые брови, нахмуренный лоб, сжатые губы, желваки на скулах и т. д.). В этом смысле лицо представляет самую «эмоциональную» мускулатуру в теле человека. Поэтому с него и нужно начинать стирание «мышечных рисунков» эмоциональной напряженности.
Насколько это становится очевидным, расслабление мышц лица — наиболее уместный и весьма значительный вклад в процесс становления Целостного релаксационного состояния. музыки и т. п. гарантировать у большинства обучаемых заметное усиление трудового энтузиазма.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36