-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
«Сырые» значения СТ с помощью таблицы 31.9 переводятся в 10-балль-ную шкалу нормального распределения [стэны].
Лица, пострадавшие от воздействия психотравмирующих факторов экстремальной обстановки и имеющие уровень СТ в пределах 3-5 стэнов, нуждаются в психологической помощи. Показавшие результаты, соответствующие уровню СТ в 1 -2 стэна, нуждаются в комплексной психологической и фармакологической коррекции, а в отдельных случаях им требуется консультация врача-психиатра.
Таблица 31.9
Перевод «сырых» значений ситуационной тревожности
в становую шкалу
Стены
1
г
3
4
5
6
7
8
9
10
69 и более
68-64
63-57
56-51
50-46
45-40
39-36
35-31
30-26
25 и ме-нее
Чрезмерно высокий уровень СТ
Повышенный уровень СТ
Оптимальный уровень (соответствие общеприня- . той норме] ситуационной тревожности
Приложение 31.3 АНКЕТА САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ (АСС)
Методика АСС направлена на оценку субьективного самочувствия и наличия соматических жалоб у лиц, пострадавших от воздействия психо-травмирующих факторов в экстремальных условиях деятельности. Оценка субьективного самочувствия производится следующим образом: подсчитывается сумма зачеркнутых на бланке цифр. При этом: + 3 соответствует 7 баллам; +2 — 6 баллам; +1 — 5; О—4 баллам; -1 соответствует 3; -2 – 2; -3 – 1 баллу.
Сумма «сырых» значений субьективного самочувствия по табл. 31 10 переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стэны). Показатель АСС в 6 стэнов и более при отсутствии, или наличии единичных, жалоб указывает на хорошее субъективное самочувствие. Снижение показателя до 3-5 стэнов в сочетании с жалобами на состояние здоровья говорит об удовлетворительном субьективном самочувствии. В данном случае целесообразно применять методы психологической и фармакологической коррекции.
Снижение показателя АСС до 1 -2 стэнов в сочетании с большим количеством жалоб на состояние здоровья отражает неудовлетворительное функциональное состояние организма. В таких случаях пострадавшему показаны отдых и обследование психиатром.
БЛАНК ДЛЯ АНКЕТЫ САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
На листе бумаги напишите: «Анкета самооценки состояния», вашу фамилию, инициалы, дату и время заполнения анкеты. Затем поставьте номер каждого пункта и напротив номера — значение в баллах, которое вы считаете соответствующим своему состоянию:
+3-
- сильное
ышение;
+2-
- отчетливое повышение;
+ 1 -
- небольшое повышение;
0-
- показатель не изменен;
-1-
- небольшое снижение;
-2-
- отчетливое снижение;
-3 -
- сильное снижение.
1. Бодрость
+3 + 2 + 10-1-2-3
Усталость
2. Интерес к работе
+3 + 2 + 10-1-2-3
Безразличие
3. Внимательность, собранность
+3 + 2+10-1-2-3
Невнимательность, рассеянность
4. Хорошее настроение
+3 + 2+10-1-2-3
Плохое настроение
5. Хорошее общее самочувствие
+3 + 2 + 10-1-2-3
Плохое самочувствие
6. Спокойствие, уравновешенность
+3 + 2+10-1-2-3
Волнение, напряжение
7 Уверенность в себе
+3 + 2 + 10-1-2-3
Неуверенность
Жалобы. Поставьте номер каждой жалобы и напротив номера напишите «да» или «нет»:
1.Головокружение
8. Необычный вкус во рту
15. Боли или неприятные ощущения в груди
2. Головная боль
9. Сухость во рту
16. Потливость
3. Чувство тяжести в голове
10. Слюнотечение
17 Мышечная слабость
4. Сонливость
11. Чувство поташни-вания
18. Ощущаю, что принял лекарство
5. Ощущение жара
12. Неприятные ощущения в животе
19. Другие жалобы и ощущения
6. Жажда
13. Затруднение дыхания
7 Ощущение голода
14.Сердцебиение
ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Ч. Д. СПИЛБЕРГЕР, Ю. Л. ХАНИН)
Фамилия
Дата
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и варианты возможных ответов [справа). Зачеркните напротив каждого предложения цифру, соответствующую тому варианту, который в наибольшей степени отражает то, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ-МОМЕНТ. Работайте сосредоточившись, не задумывайтесь надолго.
Нет, это совсем не так
Пожалуй, так
Верно
Совершенно верно
1.Я спокоен
1
2
Э
4
2. Мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3. Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4
4. Я испытываю сожаление
1
2
3
4
5. Я чувствую себя свободно
1
2
3
4
6. Я расстроен
1
2
3
4
7. Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4
8. Я чувствую себя отдохнувшим
1
2
3
4
9. Я встревожен
1
2
3
4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11.Я уверен в себе
1
2
3
4
12. Я нервничаю
1
2
3
4
13. Я не нахожу себе места
1
2
3
4
14. Я взвинчен
1
2
3
4
15. Я не чувствую скованности, напряженности
1
2
3
4
16. Я доволен
2
3
4
17 Я озабочен
2
3
4
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
2
3
4
19. Мне радостно
2
3
4
20. Мне приятно
2
3
4
Таблица 31 10
Перевод «сырых» значений субъективного самочувствия
в становую шкалу
Стоны
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 и менее
12-14
15-
22
23-28
29-
33
34-38
39-
42
43-45
46-47
48-
49
Неудовлетворительное субьективное самочувствие
Удовлетворительное субьективное самочувствие
Хорошее субъективное самочувствие
Приложение 31.4
ОЦЕНКА РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ
Оценка резервных возможностей кардиореспираторной системы осуществляется для определения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что существенно дополняет данные психологического и социально-психологического обследования в плане прогнозирования уровня психического здоровья обследуемых лиц. Изучение функционального состояния при массовых обследованиях целесообразно проводить групповым методом [по 15-30 чел.) В связи с ограниченной возможностью индивидуального обследования в экстремальных ситуациях используются доступные и информативные методики, позволяющие самим пострадавшим определять показатели функционального состояния.
Целесообразно использовать нагрузочные пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча). Проба Штанге заключается в максимальной задержке дыхания на вдохе, после 3 дыхательных циклов на 3/4 от глубины полного вдоха. Проба выполняется стоя. Вначале дается краткая инструкция:
Сейчас вы сделаете три вдоха и выдоха. Вдох делается примерно на 3/4 от глубины полного вдоха. Затем по моей команде делаем полный вдох, зажимаем пальцами правой руки нос и в таком положении максимально задерживаем дыхание. Я буду отсчитывать время по секундомеру. Запомните то время, когда Вы прекратите выполнение пробы. Приготовились. Делаем три вдоха и выдоха: один, два, три. Делаем глубокий вдох, зажимаем пальцами нос. Отсчет времени! Одна секунда, две, три, четыре...
Отсчет времени продолжается до тех пор, пока последний обследуемый не закончит выполнение пробы.
Проба Генча выполняется аналогично. Промежуток между двумя пробами не должен быть менее 3 мин. После 3 вдохов и выдохов по команде обследуемый делает максимально глубокий вдох, затем полный выдох, зажимает нос пальцами правой руки и в таком положении находится до тех пор, пока в состоянии продолжать выполнение задания. Руководитель обследования по секундомеру внятно отсчитывает время, пока последний обследуемый не закончит пробу.
Вынесение заключения о функциональном состоянии кардиореспираторной системы осуществляется по формуле:
Проба Штанге (с) + проба Генча(с) 100
90
Рассчитанные по формуле «сырые» значения показателей резервных возможностей кардиореспираторной системы переводятся по таблице в 10-балльную шкалу нормального распределения (стэны). Лица, уровень резервных возможностей которых колеблется в пределах 1—2 стэнов, отличаются низкими показателями функционального состояния организма. Они нуждаются в углубленном медицинском обследовании и мероприятиях психофармакологической коррекции.
Приложение 31.5
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния
1. Рациональная психотерапия20
Сущность метода рациональной психотерапии (РТ) состоит в логическом подтверждении и формировании правильного понимания того, каковы причины временного ухудшения психофизиологического состояния людей, которые пострадали от воздействия психотравмирующих обстоятельств экстремальной ситуации.
Основными показаниями к РТ выступает наличие у пострадавшего невротических реакций, и состояний, а также девиантных форм поведения. Главное при осуществлении РТ — это выработка у индивида правильного отношения к наблюдаемым психосоматическим изменениям, понимание им природы возникновения нарушений и формирование устойчивой установки на то, что данные отклонения в состоянии здоровья ситуативно обусловлены и имеют транзиторный характер.
РТ характеризуется относительно директивным подходом с привлечением авторитета психолога (врача), его опыта и знаний, а также методик убеждения, разъяснения и ободрения пострадавших. Мероприятия РТ осуществляются как в группе, так и индивидуально. Групповая РТ (группа 15-20 чел.) может осуществляться в любых приспособленных для этого помещениях или на открытом воздухе (если это позволяют погодные условия). Ориентировочное время одной беседы — 35-40 мин.
При проведении РТ психолог (врач) должен уверенным тоном, толково и доходчиво объяснить с точки зрения учения о высшей нервной деятельности, учения об эмоциональном стрессе и других причины и механизм возникновения невротических симптомов и наблюдаемых психосоматических изменений у военнослужащих в условиях боевой обстановки. Как правило, одной беседы бывает вполне достаточно, чтобы успокоить слушателей, которые начинают понимать, что какой-то странной болезнью, а происходит совершенно естественная и обратимая физиологическая] реакция на ситуации эмоционального стресса.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36