-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
2.«Вырезанные формы». Участнику предлагается начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.
3.«Восковая живопись». На листе бумаги с помощью свечи создается какое-либо изображение. Затем поверхность покрывается водорастворимой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.
4.«Рисунок на свободную тему». Каждый рисует что-нибудь в течение 15-20 мин, затем показывает свой рисунок группе и рассказывает о нем то, что захочет. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.
5.«Знакомство». Задача этого упражнения — представить себя группе, не прибегая к словам, а пользуясь только рисунком.
6.«Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цветом разные понятия, например: эмоции (горе, печаль, страх, радость, покой); этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость); психические процессы (желания, чувства, интуиция, мышление); типы людей.
Упражнения для проведения основной части занятия. Эти упражнения могут быть сведены в 5 групп в зависимости от целей арт-терапевтической работы, проводимой с данным участником или с группой.
Техники, направленные на формирование образов «Я», «Я и другие», «Я и мы»
1 «Реалистический автопортрет». Предлагается нарисовать или вылепить себя, обращая внимание на детали. Возможные варианты этого упражнения: автопортрет за 2 минуты, изображение себя с закрытыми глазами (одна рука ощупывает лицо, другая лепит или рисует).
2.«Образный автопортрет». Изображение своего впечатления о себе самом или своих ощущениях от себя. Варианты: рисунок самого себя, каким видят человека окружающие; рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие; образно-метафорическое изображение себя с использованием любых материалов.
3.«Автопортрет-шарж» Изображение себя с преувеличением наиболее характерных особенностей.
4.«Осознание ролей». Предлагается изобразить себя в своем профессиональном амплуа, в семье, хобби и т. д. Варианты: изображение себя как сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны Я участника; изображение на внешних гранях бумажной коробки своих ролей, а на внутренней поверхности — своих ценностей и увлечений, друзей, а также прочих важных вещей.
Техники, направленные на определение граней своего Я
5. «Грани моего Я». Участнику предлагается расположить себя в центре листа и поместить образы, отражающие разные грани его личности, во круг этого центра. Следует обратить особое внимание на расположение образов вокруг центра, их размер и другие особенности. Варианты: на 3 полосах разного цвета изобразить разные символы, отражающие духовный, интеллектуальный и физический аспекты жизни участника. Последующее обсуждение может включать сопоставление интересов
у разных участников группы.
Техники, направленные на повышение самооценки
6. «Реклама». Предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. Участник должен подумать о том, легко ли ему «продать»себя, кого может привлечь его реклама и т. д. Варианты: после завершения рисунков члены группы добавляют в рекламу друг друга те формулировки, которые автор, по их мнению, пропустил; предлагается создать визуальную и текстовую рекламу для себя в роли профессионала, родителя и т. д.
Техники для отражения внутренних конфликтов
7.Изображение себя в разном возрасте, при этом рекомендуется обращать внимание на отражение переживаемых внутренних конфликтов и трудностей, характерных для того или иного возраста.
8.Изображение конфликта любого рода, участником которого человек является в данный момент.
9.Изображение конфликтующих стороны своей личности. Можно также составить диалоги между участниками того или иного конфликта.
Техники, направленные на осознание жизненных приоритетов
10.«Коллаж жизненных приоритетов». На большом листе бумаги проводятся три горизонтальные полосы разного цвета, отражающие разную степень близости. Затем участник должен нарисовать или вырезать из журналов образы, отражающие разные аспекты его жизни. Эти образы располагаются на определенных местах цветных полос с помощью скотча или липкой массы. После завершения работы участник совместно с арт-терапевтом пытается оценить общее расположение образов, а затем изменить их расположение так, чтобы оно устраивало его в большей степени.
11.«Проблемы». Изображение своей проблемы, особенно той, которая имеет устойчивый характер. Затем участнику предлагается изобразить на рисунке или коллаже те выгоды, которые может ему принести эта проблема.
Рекомендуемая литература
Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С Ледера М.: Медицина, 1990.
Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков: Практикум по
арт-терапии. СПб, 2000. Копытина. И. Основы арт-терапии. СПб: Лань, 1999. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапия. СПб.: Питер, 2002. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.. Речь,
Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании СПб.: ЛОИРО, 2001.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.. Речь, 2003.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., 2001.
Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арт-терапия в художествен-ном музее. СПб.: СпецЛит, 2000.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 1991.
Роджерс К. Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств. Alien Art Studio, 1997.
Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.. Наука,
1996.
Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры по средствам моделирования
Н. Л. Ильина
Вводные замечания. Когда речь заходит о здоровье человека, то в первую очередь приходит мысль о физическом здоровье. Обладающий им человек представляется бодрым, подтянутым, с атлетическим телосложением, свободно владеющим собственным телом. В современном обществе, где двигательная активность людей ограничена, воплощением физически здорового человека являются спортсмены (хотя подчас это весьма спорный аспект). Физическое самосовершенствование оказывается для спортсменов средством достижения высоких результатов, поэтому физическое здоровье для них — основная ценность. Делая акцент на физическом развитии и совершенствовании, спортсмены и их тренер зачастую упускают из вида остальные аспекты здоровья (интеллектуальный, личностный, социальный, творческий, духовный). Особенно на ранних этапах своей карьеры многие тренеры пытаются сами, вместо юного спортсмена, определять для него цели, искать пути их достижения, выявлять ошибки, оценивать ситуацию и самого спортсмена, организовывать систему его взаимоотношений в спорте и т. д. Это не позволяет юному атлету сформировать внутреннюю картину здоровья. Анализ спортивной карьеры по средствам моделирования может помочь ему в обретении здоровья.
Моделирование — это исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) на моделях, т. е. условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных (подобных) исследуемому объекту. Модель отображает и воспроизводит в упрощенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, когда его непосредственное изучение затруднено или просто недоступно. Исследуемый объект, по отношению к которому создается модель, называется оригиналом, прототипом, образцом (Кондаков Н. И., 1975).
В нашем случае прототипами выступают спортсмены, закончившие или продолжающие свою спортивную карьеру, а ее моделями —
условные образы или схемы, отображающие общие закономерности развития человека. Ретроспективное моделирование спортивной карьеры в данном случае не имеет сугубо научного характера, — это умозрительные модели спортивной карьеры. Именно такой подход к анализу проблемы оправдан с нескольких позиций: данное моделирование карьеры похоже не на научное исследование, а на игру, что снимает ряд психологических барьеров и позволяет заглянуть в подсознательный уровень.
Можно провести аналогию с древними моделями человеческой жизни — «Гора с плоской вершиной», «Времена года», «Лабиринт» и др. Описывая события своей спортивной карьеры отвлеченно, от третьего лица, или представляя ее как некое природное явление, или как сказочное действие и т. д., спортсмен может взглянуть на некоторые кризисные моменты с другой стороны, что намного облегчает их решение. Такое повествование позволяет ослабить эмо-циональную включенность в решение проблемы, посмотреть на си-туацию более масштабно.
Кроме того, активное участие в обсуждении представленной мо-дели всеми участниками занятия помогает оценить спортивный путь с различных точек зрения, иногда неординарных и оригинальных. Участники занятия могут предложить интересные пути выхода из затруднительных ситуаций, помочь прояснить сложные карьерные моменты, скорректировать самооценку и др.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36