-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
Их целесообразно проводить в те моменты времени дня и те дни,, когда у обучаемых наблюдается максимальное утомление или достаточно выраженная эмоциональная напряженность. Релаксационное состояние восстанавливает силы. И следовательно, ощутить его полезность для себя легче всего в том случае, когда уровень этих сил заметно снизился. Можно констатировать, что при нормальных психофизиологических состояниях справедливо следующее утверждение: в известной мере чем хуже актуальное самочувствие обучаемого, тем оно лучше для его успешного обучения навыкам релаксации.
Периоды максимальной усталости возможно установить путем психофизиологического обследования работников в течение рабочего дня либо с помощью социологического опроса. Некоторые авторы указывают на закономерные колебания работоспособности в течение суток, обусловленные, видимо, динамикой биоритмов (Никифоров и др., 1976). В этом плане наиболее неблагоприятными периодами для психофизиологического состояния обучаемых и соответственно благоприятными для проведения групповых сеансов релаксации являются интервалы с 2 до 4 и с 14 до 16 ч.
Занятия целесообразно проводить 1-2 раза в неделю. Перерыв между ними нужен, чтобы обучаемые при желании могли бы повторить процедуру самостоятельно, привыкнуть к ее содержанию.
Всем занятиям обучающего курса придана единая структура, состоящая из однородных по направленности блоков формул. В каждом занятии выделяются вспомогательная и основная части.
Вспомогательная — информирование обучаемых о характере их действий на данном занятии, объяснение физиологических механизмов и последствий выполнения соответствующих упражнений, постановка целей на это занятие. Кроме того, для перехода к собственно расслаблению необходимо дать обучаемым время, чтобы выбрать наиболее удобное для расслабление положение тела и настроиться на занятие. По окончании сеанса следует провести короткий опрос обучаемых об их самочувствии, ответить на возможные вопросы.
Основная часть занятия посвящается собственно расслаблению, отдыху, выходу из состояния релаксации и состоит из следующих этапов:
1.Учебная часть занятия. Блоки формул, постепенно вызывающие состояния релаксации. По длительности этот этап основной на занятиях обучающего курса.
2.Программа. 2-3 формулы внушающего содержания. Программа вводится, когда, как можно предполагать, достаточно высока вероятность формирования у значительной части участников фазовых состояний в коре головного мозга. Фактически она служит созданию установки на эмоциональную уравновешенность и высокую работоспособность, а также на ускорение и усиление ощущений расслабленности от занятия к занятию. В ходе курса содержание программы видоизменяется: вначале утверждаются благоприятные изменения в самочувствии и настроении непосредственно после занятия, затем — изменения устойчивых характеристик состояния и, наконец, преобразование ставших устойчивыми изменений состояния в новые благоприятные личностные качества.
3.Пауза. Несколько минут, предназначенных только для отдыха. На первых занятиях пауза оставляется «пустой», чтобы не отвлекать пока еще не устойчивое внимание обучаемых от релаксационных ощущений. Затем она заполняется музыкальным сопровождением релаксации или звуковыми (шумовыми) картинами.
4- Выход. Блок формул, утверждающих, что у членов группы нарастают признаки симпатической мобилизации, повышается степень бодрствования и активности. Для начинающего ведущего занятий важно понимать, что надежды на массовую «сверхмобилизованность» обучаемых после выхода из расслабления не имеют под собой никаких оснований. Надо помнить, что психофизиологическое состояние зависит не только от успешности процедуры, но и от того, насколько утомленными или напряженными при-1 шли обучаемые на занятие и в какой степени они объективно заинтересованы пережить такую мобилизованность в своей обыденной профессиональной деятельности. Встречающиеся данные о том, как после сеанса обучаемые испытывают безудержный радостный подъем, прирост физической силы, умственное прояснение и непобедимое стремление немедленно приступить к работе, не отражают реальной практики обучения. Соответственно выход обучаемых из релаксации должен быть постепенным, плавным и без эмоциональной экзальтации.
Учебная часть занятия содержательно и по длительности изменяется в ходе курса и включает все основные упражнения AT. Тем не -менее основное внимание уделяется упражнениям на расслабление двигательных мышц и мышц кровеносных сосудов конечностей. Перечислим названия блоков, входящих в каждое занятие:
Занятие 1. расслабление мышц лица («маска релаксации»).
Занятие 2: маска релаксации; расслабление мышц рук («тяжесть рук»).
Занятие 3: маска релаксации; тяжесть рук; расслабление кровеносных сосудов рук («тепло рук»).
Занятие 4: маска релаксации; тяжесть и тепло рук; нормализация ритма и структуры дыхания («дыхание»).
Занятие 5: маска релаксации; тяжесть и тепло рук; тяжесть и тепло ног; дыхание; активизация работы органов брюшной полости («солнечное сплетение»).
Занятие 6: маска релаксации; тяжесть и тепло тела; дыхание; солнечное сплетение; нормализация работы сердца («сердце»).
Занятие 7: маска релаксации; тяжесть и тепло тела; дыхание; солнечное сплетение; сердце; расширение кровеносных сосудов мозга («прохлада лба»).
Занятие 8: маска релаксации; тяжесть и тепло тела; дыхание; солнечнное сплетение; сердце; прохлада лба.
Таким образом, на каждом занятии рассматриваемого курса повторяются упражнения всех предыдущих занятий и вводится одно новое. Благодаря постепенному сокращению числа формул и объединению блоков (например, для ощущения тяжести и тепла) объем текста в основной части процедуры не изменяется на первых пяти занятиях, а затем сокращается. По мере овладения упражнениями словесные формулы становятся излишними.
Восьмое упражнение по содержанию полностью идентично седьмому, но его текстовая часть значительно сокращена. Оно может рассматриваться в качестве переходного от обучающих сеансов к собственно разгрузочным, более коротким и насыщенным музыкой.
По окончании обучения сеансы AT приобретают характер разгрузки. Достаточно кратковременные, насыщенные музыкой, предполагающие показ слайдов, они призваны содействовать снятию эмоциональной напряженности и восстановлению сил при том обязательном условии, что члены группы уже имеют навыки расслабления. Общий смысл содержания разгрузочного занятия заключается в следующих нововведениях:
1.Минимизация учебной и вообще текстовой части занятия. Процедура расслабления может вообще не «озвучиваться» в программе либо обозначаться только основными, опорными словесными формулами.
2.Усиление эмоциональной выразительности музыкального и/или шумового сопровождения сеанса.
3.Стимуляция речью ведущего образных представлений у обучаемых. Целесообразно включение в разгрузочные занятия коротких стихотворных произведений, сначала ситуативного плана (описание природы, отношение к природе), а позднее и надситуативного (высокохудожественное утверждение гуманистических ценностей, осмысление жизненного пути человека, его места в жизни и т. д.). Человек, пребывающий в состоянии релаксации, воспринимает окружение (на слух) более непосредственно и сильно, чем в состоянии бодрствования. Поэтому музыка или стихи многими обучаемыми будут переживаться как особо проникновенные, глубокие, западающие в самую душу, вызывающие яркий эмоциональный отклик.
Из классического репертуара для включения в успокаивающую часть занятий AT рекомендуются:
Бах. Прелюдия до-мажор, Прелюдия ми-минор.
Моцарт. «Ночная серенада» (ч. 2); Симфония № 40 (ч. 2); Скрипичный концерт соль-мажор (ч. 2); Симфония ля-мажор (ч. 2).
Бетховен. Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль-мажор; Романс для скрипки с оркестром фа-мажор.
Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации 255
Шуберт. «Неоконченная симфония» (ч. 2).
Шуман. «Фантастические пьесы», «Вечером» (Метельницкая, 1979; Schwabe, 1979).
Преимущественно активирующее действие оказывают такие музыкальные произведения:
Бетховен. Пасторальная симфония № 6 (ч. 1); Трио-концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до-мажор (ч. 1).
Брамс. Фортепианный концерт № 2 си-бемоль мажор (ч. 1).
Дворжак. Восьмая симфония (ч. 1).
На занятиях по обучению саморегуляции можно использовать и стихотворные произведения, такие как «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и мудрей других…» (Беляев, 1968).
Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации
Обучение навыкам саморегуляции может проводиться в различных условиях, наилучшее из которых — специально оборудованный и оформленный «кабинет психологической разгрузки» (Филимонен-ко, Тимофеев, 1991).
В соответствии с данными, приводимыми в научной литературе советского времени, кабинеты психологической разгрузки (КПР) были снабжены нужным оборудованием и успешно работали, например, на одесском заводе «Стройгидравлика», в структуре психофизиологической лаборатории Люберецкого коврового комбината, на Владимирском тракторном заводе, в Самборском районном объединении «Сельхозтехника», на Херсонском судостроительном заводе и в ряде других мест (Сочнева, 1985). Делались также попытки рассчитать экономический эффект от внедрения КПР (Марголин, Чукович, 1983).
Обобщение такого опыта показывает, что оборудование и оформление КПР только как места, где проводятся занятия AT нецелесообразно. Кабинет должен быть таким, чтобы там оказалось удобно вести разнообразную психологическую работу: психодиагностику W консультирование, сеансы мышечной релаксации, занятия социально-психологического тренинга, деловые игры и т. д.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36