-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
а) перед телевизором (видеомагнитофоном) ,
б) перед компьютером ,
в) с магнитофоном ?
До 1 ч — оценка «-1»; 1 -2 ч — «-2»; 2-3 ч— «-3»; 3-4 ч—«-4»; более 4ч — «-5».
V Физическая активность
43. Делаете ли вы утром физическую зарядку?
Да — оценка «5»; иногда — оценка «3»; нет — оценка «1».
44. Сколько раз в неделю и как долго вы занимаетесь спортом и танцами
(включая занятия на уроках физкультуры и ЛФК)?
Время подвижных занятий за неделю оценивается по прямой шкале: чем больше, тем лучше.
45. Любите ли вы заниматься физкультурой, спортом, подвижными играми:
а) очень нравится (5);
б) нравится (4J;
в) иногда, при случае (3);
г) отношусь равнодушно (2);
д) нет, не люблю (1). 46. Какими видами спорта вы владеете и на каком уровне:
Вид спорта
Любитель
Разряды
Уровни мастерства
юношеский
взрослый
кандидат в мастера
спорта
мастер спорта
мастер спорта международного класса
III
II
1
III
II
1
Легкая атлетика
Тяжелая атлетика
Велосипед
Футбол
Хоккей
Коньки
Лыжи
Теннис
Туризм
Боевые искусства
Волейбол
Танцы
Другое
Баллы за уровень
1
2
2
2
3
3
3
4
4
5
Количество видов спорта оценивалось по прямой шкале: чем больше, тем лучше, за сложность ставился наивысший балл из всех видов спорта, которыми владеет учащийся.
47 Какие закаливающие процедуры вы проводите дома:
а) умываюсь холодной водой;
б) принимаю прохладный душ;
в) хожу босиком;
г) посещаю бассейн;
д) хожу в парилку (сауну);
е) другое
За каждую процедуру причисляется 1 балл.
VI. Вредные привычки
48. Какие из перечисленных ниже привычек у вас есть и насколько часто они проявляются?
Вредные привычки
Никогда
не имел(а)
Пробовал(а)
Бывает изредка
Несколько
раз в неделю
Каждый день
Несколько раз в день
1 Жевание жевательной
резинки
2. Обкусывание ногтей
3. Сквернословие
4. Курение
5. Употребление алкоголя (в том числе пива)
6. Употребление наркотических веществ
Баллы за степень привыкания
-1
-2
-3
-4
-5
Учитывается количество привычек; начиная с графы «пробовал(а)» также принимается в расчет и степень привыкания.
49. Как давно появились у вас эти привычки (сколько дней, или недель, или месяцев, или лет)?
а) жевание жевательной резинки
б) сквернословие
в) курение табачных изделий
г) употребление алкогольных напитков: крепких
слабых (включая пиво и джин-тоник)
д) употребление наркотических веществ
Несколько дней — оценка «-1»; несколько недель — «-2»; несколько месяцев _ «-3»; полгода-год — «-4»; больше года — «-5»; заносится общий период времени, суммированный по всем привычкам.
50. Кто вам дал их попробовать:
а) родители (-5);
б) родственники (брат, сестра, др.) (-4);
в) друзья (-3);
г) знакомые (-2);
д) чужие (-1).
Учитывается количество источников и их близость.
51 Ваши родители:
а) жуют жевательную резинку (-1);
б) сквернословят (-2);
в) курят табачные изделия (-3);
г) употребляют алкогольные напитки (-4);
д) принимают наркотические вещества (-5).
Учитываются количество вредных привычек и степень их вредности.
52. Почему вы стали делать то же самое:
а) заставили (-1);
б) случайно (-2);
в) из интереса (-3);
г) чтобы быть как все (-2);
д) чтобы казаться взрослым (-1).
53. Что вы чувствуете сразу после курения, приема алкогольных напитков, наркотических веществ:
а) радость (-5);
б) смелость (-4);
в) раскованность (-3);
г) снятие напряжения (—2);
д) отсутствие страха (-1);
е) (оценивается путем сопоставления с подпунктами a)—д))
Что вы чувствуете через некоторое время после их приема:
а) тошноту, сонливость (-1);
б) головную боль (-2);
в) плохое настроение (—3);
г) угрызения совести (-4);
д) агрессивность (-5).
54. Каково ваше отношение к этим привычкам, если говорить о будущем:
Привычка
Хочу увеличить дозу
Хочу все оставить без изменений
Смогу бросить, если захочу
Хочу уменьшить дозу
Хочу бросить, но не могу
Собираюсь бросить и
уверен, что смогу
1. Жевание
жевательной
резинки
2. Обкусывание ногтей
3. Сквернословие
4. Курение
5. Употребление алкоголя (в том числе пива)
6. Употребление наркотических
веществ
Баллы
-5
-4
-3
-2
-1
1
VI. Представления о здоровье
55. Что такое здоровье в вашем понимании (проранжируйте данные ответы: расставьте номера от 1 до л в порядке значимости для вас):
1. Красота и долголетие
1
2. Отсутствие болезней и связанных с ними неприятных ощущений
1
3. Длительная работоспособность
2
4. Высокий уровень и качество жизни как следствие широких возможностей
2
5. Возможность далеких путешествий и широкое общение
3
6. Крепкая семья и дети
3
7 Возможность реализовать себя, раскрытие различных способностей
4
8. Умение управлять собой в изменяющихся условиях
4
9. Активное созидание, возможность приносить пользу окружающим
5
10. Духовное совершенствование
5
11 Ваш вариант ответа:
Баллы
Суммируются баллы за первые пять выборов.
56. Как вы оцените ваше здоровье по 5-балльной шкале?
57 Ваше отношение к здоровью, если говорить о будущем:
а) без изменения (1);
б) хотелось бы что-то изменить к лучшему (2);
в) хочу вести здоровый образ жизни, но не получается (3);
г) хочу больше узнать по этому вопросу (4);
д) буду вести здоровый образ жизни (5).
Рекомендуемая литература
Литвина И. И. Три пользы. Н. Новгород: ННГУ, 1992. Методические разработки по курсу «Возрастная физиология, и школьная гигиена». М.. МГПИ им. В. И. Ленина, 1980.
Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
Нормализация учебной нагрузки школьников. Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М. В. Антроповой. М.. Педагогика, 1988.
Занятие 24. Информированность о путях передачи ВИЧ-инфекции
О. П. Исакова
Вводные замечания. Проблема рискованного поведения до последнего времени оставалась в отечественной психологии «белым пятном», тогда как западные исследователи уже давно и успешно изучают этот феномен, ставший одним из ключевых понятий целого ряда смежных наук — психологии аддиктивного поведения, эпидемиологии, науки об общественном здоровье.
ВИЧ-инфекция, как и все связанное с угрозой для жизни, немедленно «обросла» бесконечными мифами, которые в условиях общего дефицита информации создают обстановку всеобщей дезинформированности. Вместе с тем совершенно очевидно, что первым этапом профилактической работы, направленной на предотвращение распространения ВИЧ, должна стать работа просветительская, а важным показателем готовности наших сограждан противостоять надвигающейся пандемии служит их осведомленность в этой проблеме. Одним словом, «кто предупрежден, тот вооружен».
Цель занятия. Оценить уровень информированности о поведении, создающем риск инфицирования ВИЧ.
Методика. Анкета Дж. А. Келли, направленная на оценку уровня знаний о ВИЧ. Она состоит из трех частей, позволяющих оценить как общие знания об этой инфекции и путях ее передачи, так и информированность о поведении, характерном для представителей так называемых групп риска, или уязвимых групп: гомосексуалистов, бисексуалов и принимающих наркотики.
Проведение. Исследователь раздает участникам текст анкеты, где на каждый вопрос испытуемому предлагается отметить тот вариант ответа, который покажется ему верным. После этого исследователь сопоставляет полученные ответы с ключом.
Процедура проведения оценки предполагает прежде всего не количественный, а качественный анализ результатов, который позволяет выявить «белые пятна» в знаниях о ВИЧ и впоследствии спланировать групповую или индивидуальную работу, касающуюся главным образом поведения людей. Несмотря на то что осуществление методики помогает составить общую картину типичных заблуждений, которые имеются у представителей разных социальных и возрастных групп, наиболее предпочтительным представляется проведение этой анкеты в качестве первого этапа как образовательно-просветительской, так и обучающей работы, направленной на повышение информированности и поведенческой компетентности.
Контрольные вопросы
1.Что, по вашему мнению, необходимо делать для того, чтобы информированность о проблеме находила отражение в поведении человека?
2.Какие аспекты информированности о данной проблеме необходимо использовать в первую очередь при разработке профилактических программ?
Приложение 24.1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ О ПОВЕДЕНИИ, СОЗДАЮЩЕМ
РИСК ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ
Общая информация о ВИЧ
1. Люди, которые могут заразить других ВИЧ-инфекцией:
A)обычно выглядят больными;
B)обычно сообщают, что больны вирусом ВИЧ;
C)как правило, выглядят и чувствуют себя совершенно здоровыми;
D)в большинстве случаев не знают, что являются носителями ВИЧ;
E) верно С и D.
2. Вирус ВИЧ находится:
A]в крови;
B]в сперме;
C]вагинальных выделениях;
D]во всех этих жидкостях организма.
3. Вы можете заразиться вирусом ВИЧ:
A)через поцелуй с инфицированным человеком;
B)через половой акт с инфицированным человеком;
C)если выпьете воды из одного и того же стакана с инфицированным человеком;
D)если на вас чихнет или покашляет ВИЧ-инфицированный человек.
4. Мужчина может получить вирус ВИЧ:
A)через половой акт с ВИЧ-инфицированной женщиной;
B)через половой акт с ВИЧ-инфицированным мужчиной;
C)Верно А и В.
5. Женщина может получить вирус ВИЧ:
A)через половой акт с ВИЧ-инфицированным мужчиной;
B)работая в одном офисе с ВИЧ-инфицированным человеком;
C)верно А и В.
6. Какой из следующих шагов снижает риск заражения ВИЧ:
A)вступать в сексуальные контакты только с мужчинами (если речь идет о женщине);
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36