-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
0 0 0 0 0
0 0
свежий
3
2
1 1
1
2
3
изнуренный
отдохнувший
3
2
1
2
3
усталый
спокойный
3
2
1
1
2
3
озабоченный
выносливый
3
2
1
1
2
3
утомляемый
желание действовать
3
2
1
1
2
3
желание отдохнуть
довольный
3
2
1
1
2
3
недовольный
бодрый
3
2
1
1
2
3
вялый
Пример заполнения
Тепло
Тяжесть
Приложение 29.4
СЕАНС МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ:
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ
И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ
Номер занятия
Среднегрупповая оценка выраженности ощущений «тяжести»
Среднегрупповая оценка выраженности ощущений «тепла»
Самооценка состояния после занятия (условный балл)
Приложение 29.5
СТАТИСТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦВЕТОВОГО ТЕСТА М. ЛЮШЕРА
Границы диапазонов оценок суммарного отклонения от аутогенной нормы цветовых предпочтений в стандартизованной 5-балльной шкале на группе взрослых людей.
1
Номер стандартного диапазона (балл)
1
2
3
4
5
2
Границы диапазонов оценок СО
0-5,3
5,4-2,4
12,5-20,0
20,1-25,3
25,4-32,0
Границы диапазонов оценок вегетативного коэффициента в стандартизованной 4-балльной шкале по группе взрослых людей
1
Номер стандартного диапазона (балл)
1
2
3
4
2
Границы диапазонов оценок ВК
0,20-0,47
0,48-0,99
1,00-1,50
1,51-5,00
Рекомендуемая литература
Алиев X. М. Программирование механизмов саморегуляции операторов в режиме автоматизированного обучения // Электронная промышленность. 1984. № 1.
Беляев Р С. К вопросу о методике применения высших ступеней аутогенной тренировки // Вопросы психиатрии и невропатологии. Л., 1968. Вып. XIII.
Доскин В. А. и др. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда // Гигиена труда и профзаболеваний. 1975. № 5.
Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.
Марголин В. #., Чукович В. М. Опыт работы лаборатории психофизиологической разгрузки по активному восстановлению работоспособности трудящихся. Минск, 1983.
Мельников Л. Н. Программы, алгоритмы, конструкции. М., 1980.
^ельников Л. Н., Еникеев К. Прибор и метод для нервно-психической релаксации // Медицинская техника. 1978. № 5.
Метелышцкая Т. Н. Функциональная музыка в ходе релаксопедиче-! ских занятий // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемый компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 197яИ
Нестеров В. М., Филимоненко Ю. И. Оценка эффективности аутоген-1 ной тренировки в условиях производства // Информационным листок о НТД. 81-2246, 1981.
Нестеров В. М., Филимоненко Ю. И. Кабинет психофизиологической! разгрузки и организация работы по проведению аутогенной трЯ нировки в условиях производства // Информационный листоИ о НТД. 82-1247, 1982.
Никифоров В. Г и др. Электрические характеристики точек акупуик-1 туры и проблема работоспособности // Электроакупунктура ия проблемы информационно-энергетической регуляции деятельно- 3 сти человека. М., 1976.
Райков В. Л. Опыт применения высшей ступени аутогенной трени-| ровки для снятия утомления, мобилизации работоспособности у сотрудников института // Физиология труда. М., 1973.
Рыбников В. Ю., Васильков А. М., Горский Ю. В., Филимоненко Ю. И. \ Оценка профессиональной пригодности корабельных спецпали-1 стов ВМФ на основе цветовой психодиагностики. М.: ВоениздатИ 1994.
Сочнева 3. Г. Опыт работы психогигиенических клубов в Латвийской I ССР // Современные формы и методы организации психогигиеЯ нической и психопрофилактической работы. Л., 1985.
Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность. Л.: Изд-во ЛГУЛ 1982. С. 52-57
Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Кабинет психологической раз-1 грузки на предприятии // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.
Konig W., G. Di Pol & Schaeffer G. Autogenes Training. Jena, 1979.
Oderich P Lebe ich richtig? (Die Methode des Autogenes Training), i Berlin, 1978.
Schwabe Ch. Regulative musiktherapie. Jena, 1979.
Часть VI
Профессиональное здоровье
Занятие 30. Методика работы
руководителя по обеспечению психического здоровья персонала
С. М. Шингаев
Вводные замечания. Психически здоровым считается человек умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный овладет профессией, находиться в коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется по влиянием многочисленных внешних факторов — социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, которые бы были абсолютно невосприимчивы к стрессу У каждого имеется свой, индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма ведет к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничны складом характера и хорошим здоровьем психическое или личностное расстройство может появиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Не менее важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем. Существенными факторами, влияющими на психическое здоровье персонала организации, оказываются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества.
В современных условиях перед руководителями организаций встает задача активизировать работу по сохранению психического здоровья персонала, рассматривая ее как основу укрепления морально-психологического климата в организации. Профессиональное долголетие сотрудников, связанное с физическим и психическим здоровьем, можно отнести к стратегическому конкурентному преимуществу организации.
Цель занятия. Знакомство с методиками, которые необходимо знать руководителю для организации работы по сохранению психического здоровья персонала.
Методики. Изучаются: методика определения состояния психического здоровья персонала; методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье; методика работы руководителя по сохранению психического здоровья сотрудников.
Примечание. Задание выполняется в конкретной организации по согласованию с ее руководством. Работа проводится в том порядке, в котором перечислены изучаемые методики.
Методика определения состояния психического здоровья персонала
Чтобы всесторонне знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, руководитель должен располагать необходимыми сведениями о жизни каждого сотрудника до его прихода в организацию, постоянно быть в курсе его проблем, быть наблюдательным и деликатным. Важно установить доброжелательный контакт и атмосферу доверия.
Одним из методов изучения психического здоровья персонала служит беседа. Задавая вопросы, необходимо постепенно и непринужденно переходить от одного круга проблем к другим и затем сосредоточиться на деталях. Следует избегать моральных оценок и нравоучений, а также не делать записей во время беседы. Если при обсуждении каких-либо проблем сотрудник раздражается или становится подавленным, нужно тактично прокомментировать это («Я заметил, что это вас расстраивает») и снять эмоциональное напряжение.
В ходе беседы рекомендуется затронуть следующие темы.
1- Семья: состав, жилищные условия, материальное положение, возраст родителей, супруга (супруги), детей, братьев и сестер (если умерли, узнать, какова была причина смерти), их профессии, черты характера, с кем наиболее близок сотрудник, конфликтные отношения внутри семьи, их причины и отношение к ним. Когда речь идет о распавшейся семье, необходимо выяснить причины случившегося, отношение собеседника к разводу. Также следует понять, как его семья (в первую очередь супруг (супруга)) относится к работе в данной организации.
2. Учеба и трудовой путь: успеваемость, отношения с вузовским товарищами, участие в общественной работе, интерес к неформальной социальной активности, имевшиеся нарушения дисциплины и чем они были вызваны. Какой вуз окончил, с какими оценками, где и как продолжал образование? В каком возрасте начал работать, какую специальность имеет, какие отношения сложились с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много, каковы причины смены мест работы? Каков! его планы на будущее, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное? В какой мере настрое! на освоение своих обязанностей в организации? 3. Отношения с коллегами: уточнить, каковы предпочтения сотрудника — есть ли у него один близкий друг или компания прията лей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка и т. п.). Установить причины выбора приятели по сходству увлечений, общности выполняемых задач; для компании в увеселениях и т. п. Являлся ли он членом какой-нибудь подростковой или молодежной группы, на что она ориентирована и какова иерархия власти? Как складываются отношения с лицами противоположного пола, отношения с коллегами по работе?
4. Увлечения: чем сотрудник увлекался в прошлом и чем увлекается сейчас (занятия, требующие кропотливости, аккуратности, силовые виды спорта, азартные игры, общение со сверстниками, религиозные и философские предпочтения, особые гастрономические пристрастия и т. п.). Под чьим влиянием был сделан выбор, препятствовали или поощряли увлечения родители, каковы были достижения, почему это оказалось в прошлом; нет ли здесь необычного интереса?
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36